Роман сегодняшнего дня,

Бывает так — подойдешь к полке с книжками и понимаешь: все уже читано, и не по разу. А тут еще знакомые нет-нет да спросят: посоветуй книжки, в отпуск ехать, надо что-то взять, а выбор — глаза разбегаются. И нет желания тратить деньги и время на проходное, никчемное…
В таких случаях меня выручают списки литературных номинантов — я склонна верить выбору специалистов. И вот, 27 мая в девятый раз объявили имена претендентов на самую крупную литературную награду страны — “Большую книгу”.
В этом году в финалисты попали девять книг. Как пишет “Российская газета”, председатель Совета экспертов премии Михаил Бутов отметил, что “это одна из самых удачных премий последних лет”. Говоря об уровне работ этого года, Михаил Бутов сказал: “О многих книгах-финалистах уже говорят, а о других, я уверен, будут говорить. Это действительно работы, которые стали событием еще до того, как появились в книжном издании… В этом году впервые появилась тенденция возвращения в центр внимания традиционного романа, с моей точки зрения — это центральная основа литературы”.
Финалистов премии объявили члены Совета экспертов. Итак.

Светлана Алексиевич, “Время секонд-хэнд”.
Шестая книга автора, завершающая художественно-документальный цикл “Голоса Утопии”. Герои этих книг — люди, пережившие крушение советской цивилизации. “Время секонд-хэнд” — книга о перестроечных и постперестроечных временах. Полтора десятилетия писательница собирала “голоса” 1990-2012 годов. “Голоса” Москвы, Бреста, Сухуми, городов и весей. “Голоса” преуспевших и потерпевших. Среди них — защитники Белого дома, маршал Ахромеев и мигранты, пиарщики и “челноки”, солдаты и жертвы терактов, осиротевшие матери и бездомные дети.

Ксения Букша, “Завод “Свобода”.
Произведение молодой писательницы — о созданном в 1920-е годы и убитом новой эпохой и государством заводе. Роман основан на фактическом материале. Ксения Букша выслушала десятки людей: экс-директоров, инженеров, наладчиц, токарей. Устаревшая форма производственного романа в руках современной писательницы совершенно обновилась. И книга получилась предельно живой и увлекательной, глубокой и честной.

Александр Григоренко, “Ильгет”.
Этот роман о человеке, у которого “стрелой в ране” застряла загадка его жизни. Тщедушный приемыш, потерявший брата-близнеца, по чужой воле проходит путь от раба своего отчима до вождя чужого племени. Вновь становится рабом — монголов, огненной лавой затопивших могучую реку Енисей, — но обретает свою правду, великое благо — жить без страха.

Алексей Макушинский, “Пароход в Аргентину”.
Роман охватывает практически весь ХХ век, места действия — Прибалтика, Россия, Франция, Аргентина. …Очень по-разному сложились судьбы двух друзей, детство которых прошло в Латвии. Один сражался против советской власти, потом эмигрировал. Второй остался в СССР, во время войны попал в плен, был репрессирован, смог выехать из СССР лишь в начале 50-х. Вновь они встретились на пароходе, плывущем в Аргентину. У обоих — новая работа, новые жены, новые дети, новая жизнь…

Захар Прилепин, “Обитель”.
Соловки, конец двадцатых годов. Широкое полотно с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками будущего — целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Молодой человек двадцати семи лет от роду оказался в лагере. Величественная природа и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви и история всей страны, с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.

Виктор Ремизов, “Воля вольная”.
Виктор Ремизов, которого читатели знают как мастера “таежной” лирико-философской прозы (охотник или рыбак — один на один с природой), в этой книге выступает как романист. Она — о людях, живущих по законам, которые они устанавливали себе сами, подчиняясь логике собственной жизни и жизни тайги.
Книга повествует о взаимоотношениях сегодняшних людей тайги, в частности, начальника местной милиции и его сотрудников, находящихся в сложных отношениях с поселковыми промысловиками; самих промысловиков, живущих по извечным таежным законам и одновременно по понятиям нынешней жизни; о взаимоотношениях исконных жителей дальневосточной тайги с приезжими…

Владимир Сорокин, “Теллурия”.
Действие романа происходит в “новом Средневековье”, которое автор предсказывает Европе. Населяют это нерадужное будущее феодалы и крестоносцы, псоглавцы, великаны и кентавры, а также православные коммунисты. Все они одержимы поиском счастья, а приносит его волшебный металл — теллур, залежи которого находятся в республике Теллурия. Множество мелких государств, появившихся на территории бывших Европы и России, отличаются государственным строем, укладом, обычаями. Но все они объединены одним — теллуром. И для каждого существа цель жизни порой сводится к одному — теллуровому гвоздю…

Евгений Чижов, “Перевод с подстрочника”.
Евгений Чижов — автор романов “Персонаж без роли”, “Темное прошлое человека будущего” — сразу был отмечен как артистичный беллетрист, умеющий увлечь читателя необычным сюжетом и необычными героями.
В новом романе московский поэт Олег Печигин отправляется в Среднюю Азию по приглашению своего бывшего студенческого товарища, а ныне заметной фигуры при правительстве Коштырбастана, чтобы перевести на русский язык стихи президента Гулимова, пророка в своем отечестве. Восток предстает в романе и как сказка из “Тысячи и одной ночи”, и как жестокая, страшная реальность.

Владимир Шаров, “Возвращение в Египет”.

Владимир Шаров — писатель и историк, автор культовых романов “Репетиции”, “До и во время”, “Старая девочка”, “Будьте, как дети” — никогда не боялся уронить репутацию серьезного прозаика. Любимый прием — историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время ни на шаг не отступающая от библейских сюжетов. Новый роман “Возвращение в Египет” — история в письмах семьи, связанной родством с Николаем Васильевичем Гоголем.
ХХ век, вереница людей, разные судьбы, до революции — ежегодные сборы в малороссийском имении, чтобы вместе поставить и сыграть “Ревизора”. И странная, передающаяся из поколения в поколение идея — допиши классик свою поэму “Мертвые души”, российская история пошла бы по другому пути…

Девять финалистов названы. Теперь дело за Литературной академией. Имена троих лауреатов “Большой книги” будут объявлены в ноябре.
Ищите книги в апатитских библиотеках!
Заметка подготовлена с помощью сайта apatitylibr.ru

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *