После ремонта нашлись школьные тетрадки — те самые, зеленые, за три копейки, 18 листов. Шатким почерком выведено: “для работ по литературе ученика 7Д класса”… Почерк моего брата Вани. Содержание — и типичное, и оригинальное разом.
И показал бескультурье
О чем мы писали тогда сочинения? О Мцыри, Оводе, Хлестакове, купце Калашникове. А еще — о Родине, партии и “как я провел лето”. Я все перечитала и вспомнила — писали мы тогда действительно много. И содержательно. А учили нас грамоте строго, три грамматические ошибки и одна пунктуационная — вот тебе и двойка.
И еще любопытная деталь, из личного: учились мы с братом в одной школе, но я классом старше, и была “гуманитарием”, а он “технарем”. И, конечно, помогала ему с сочинениями. Но практически за идентичные тексты мы получали разные оценки — я “пять”, а он “три”. Так, вероятно, учителя проявляли свои стереотипы в отношении учеников — раз мальчик “не тянет” с самого начала, то и быть ему вечным “троечником по литературе”…
Но вернемся к текстам. Они яркие и емкие.
“Василиса Егоровна очень смелая женщина, болтливая женщина…” описывает брат маму Маши из “Капитанской дочки”.
“Истории всей его жизни посвящена одна глава, потому что жизнь Мцыри была очень однообразна. За три дня в жизни Мцыри произошло много событий: встреча с природой, встреча с девушкой, встреча с барсом”.
“Роман “Овод” привлек меня своим героем Оводом. Овод привлек меня своей жизнью”.
“Хлестаков чуть не поскользнулся, показав этим свое бескультурье”.
“Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик”.
Дед был одним из этих
Но если прозу и поэзию по программе мы разбирали на уроках детально, до цитаты, то сочинения на “свободные темы” давали нам возможность развернуться и высказать свои мысли.
Вот выдержки из сочинения на тему “Самый дорогой мне человек”:
“В своем сочинении я расскажу о любимом и дорогом мне человеке — коммунисте. Коммунист! Сколько мужества, стойкости, подвигов стоит за этим словом. И я горжусь тем, что мой дед — родной мне человек — был одним из этих. …Мой дед тоже подал заявку на фронт, но ее отклонили. …Он побывал в самом пекле танкового сражения. Не все наши танкисты вышли из этого боя, но зато гитлеровцы навсегда остались здесь. Мой дед оказался удачливее других и продолжал развивать наступление на Берлин. Мой дед не искал легких путей и старался покорить трудные. Не так давно смерть поборола его силы. Нет! Такие люди не умирают, а отдают жизнь на благо своего общества и грядущих поколений”.
Вот — из сочинения “К чему обязывает комсомольский билет”:
Был поставлен вопрос: “К чему обязывает комсомольский билет?” Я считаю, что комсомольский билет обязывает ко всему, к чему обязывает совесть и долг нормального советского человека”.
Или вот:
“Галина Лаврец, молоденькая комсомолка, на этой стройке впервые услышала из уст своих товарищей матерщину, чему очень поразилась”.
Из сочинения “О труде”:
«Человеку неработающему очень трудно жить, у него нет денежных средств, а значит, и средств к существованию. Такой человек идет воровать и заниматься другой противозаконной деятельностью… Ну, чтобы получить какую-либо профессию, надо старательно и прилежно учиться в школе. Ну, многие еще в школе привыкли прогуливать занятия. Такие вот люди и на производстве будут постоянно прогуливать, нарушать дисциплину. От этого будет страдать весь коллектив, да и семья такого человека пострадает материально… Если шахтер-бурильщик может где-то находиться среди бригады, то механик всегда находится на виду, и коллектив сразу же дает ему оценку, и, если механик оказывается не на высоте, то бригада уже думает, как бы переманить к себе механика с другого участка…”
Хорошо, но надо лучше
Любопытно, что в тетрадке брата сочинения о коммунистах и комсомольцах соседствуют с текстами о перестройке — шел 1988 год. Запись от 2 декабря под названием “Нет на свете Родины дороже!” привожу целиком — уж очень она показательна:
“Родина! Что может быть прекрасней и дороже этого слова! Это не просто место на карте — это вся наша великая, могучая и богатая страна, с ее холмами, морями, горами, озерами и бескрайними просторами полей и лесов. Общение человека с природой постепенно, с возрастом и умом, должно перерасти в здоровые политические убеждения.
Большинство наших советских людей, рабочих и крестьян, отдают свои силы, знания и умения на пользу нашей великой страны и Родины. Тревоги нашей Родины — это всегда тревоги нашего великого народа. У нашего государства миллионы умных глаз и миллионы трудолюбивых, умелых и закаленных рук, которые варят сталь, делают машины, добывают уголь и нефть, выращивают животных, пекут хлеб, учат детей и воспитывают подрастающее поколение, которое должно встать в многочисленный строй рабочих нашей страны и заменить своих отцов, которые сейчас служат нашему великому Отечеству.
Сейчас в стране широко развернулась перестройка нашей жизни и общества. Уже не удивишь нас такими словами, как ускорение, хозрасчет, аренда, самоуправление, самофинансирование. Мы их видим то тут, то там. Везде и всюду пишут и говорят об этом. Активно включились в перестройку телевидение и радио. Хотя мы не ощутили особых перемен, но огромный авангард людей, занятых перестройкой, наверняка поднимет нашу страну на высочайшие уровни. Хотя, может быть, что и не поднимут.
О таких людях рассказывает местная газета “Кировский рабочий”. Автоколонна №1378 — одно из предприятий нашего небольшого, но важного города. Ход соперничества у этой автоколонны полностью регулируется советом трудового коллектива, а это значит, что его развитие происходит на началах самоуправления. Конечно, достигнутые результаты радуют очень. Но коллектив, должно быть, понимает, что реализованы далеко не все возможности. Поэтому наша главная задача на перспективу — устранить недостатки.
Очень радостно читать о самоотверженном труде рабочих. И радует то, что они заботятся не только о количестве, но и о качестве обслуживания. Перестройка, происходящая в нашей стране, вскрыла огромные недостатки нашей огромной страны, и это волнует людей. Будем надеяться, что наш самоотверженный труд все-таки выведет из застоя нашу страну!”
Вот такой винегрет из формулировок брошюры “Агитатор и пропагандист”, сюжетов программы “Взгляд” и робких попыток самостоятельно анализировать происходящее на “просторах великой и могучей”.
…Прошло уже двадцать шесть лет с тех пор, как были написаны эти сочинения. Все изменилось, мир оказался сложнее, чем представлялось в тринадцать лет — миром не просто взрослых, миром жестоких. Начинались девяностые — время не просто голодное и страшное, но и пустое, вывернутое наизнанку. Многие из тех мальчишек, кто писал точно такие же сочинения, не выстояли, не справились с жизнью, “вышедшей из застоя”. Другие приспособились, шагнули вперед, стали успешными и злыми и живут, точно зная, что и почем. Но для всех нас, школьников 80-х, наши детские сочинения — будто послания с другой планеты, от совсем других людей. От тех, что были лучше.
«шахтёр-бурильщик» и «из этих»-вечные шедевры,
хорошо,что свои тетради утеряны -(
спасибо, очень в точку