Жизнь после отставки

Мурманск. Экс-губернатор Юрий Евдокимов — о причинах своего ухода и планах на будущее

Этот снимок сделан в январе 2009 года. Юрий Евдокимов и члены правительства области отчитывались перед журналистами о работе. Тогда еще никто не знал, что через два месяца губернатора “уйдут” в отставку. Фото Игоря Дылёва.Весна нынешнего года запомнилась предвыборной кампанией мэра Мурманска и уходом в отставку многолетнего губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. Юрий Алексеевич ушел, в некоторой степени не попрощавшись. Была в его уходе определенная недосказанность, незавершенность.

Корреспондент Мурманского информационного портала «Би-порт» встретился с бывшим губернатором и задал ему вопросы на разные темы. Губернатор ответил на них подробно и интересно.

Текст этого интервью «ДД» публикует с некоторыми сокращениями. Полностью его можно прочитать на сайте www.b-port.com.

— Юрий Алексеевич, вступая в конфликт с партией, в которой состоите, понимали ли Вы, что он может завершиться Вашей отставкой? Если да, то почему Вы пошли на такой шаг? Чем закончилось разбирательство «личного дела» партийца Евдокимова в московской штаб-квартире?

— Хороший вопрос. Я прекрасно понимал, чем могут закончиться мои разногласия с партией. Но самое главное в том, что ни в какой конфликт с партией я не вступал. Вероятно, в партии так решили, может быть. Но ведь я задолго до выборов, когда речь шла о кандидатуре мэра Мурманска, высказывал свое мнение и открыто сказал о том, что действовавший на тот момент глава администрации областного центра непопулярен. Я говорил о том, что партии необходим другой кандидат, если она не хочет потерпеть поражение.

Не стану сейчас называть фамилий, они всем известны. Просто повторю то, о чем говорил всегда: еще задолго до этих событий один из моих замов сделал заявление, что пойдет на выборы. Я ему сказал, что поддержать не смогу. Он мне сразу положил заявление на стол. Ему тут же была найдена замена.

Что получилось из этого, все прекрасно знают. 32 средства массовой информации (в основном федеральные, авторитетные) обрушились на меня. Так что я всегда знал, чем все это может закончиться, но не мог поступить иначе. Я не мог согласиться с партией, так как знал, что команда действовавшего тогда мэра Мурманска не просто непопулярна, а превратила бюджет в личную кормушку. В итоге я занял принципиальную позицию.

Что касается моего партийного дела, то его попросту не было. После ухода с поста губернатора я отправился в отпуск. На всякий случай до конца года заплатил все партийные взносы. Меня никто никуда не вызывал и никаких разборов полетов не устраивал. Но, возможно, все впереди.

— Сегодня много говорится о том, что Мурманская область, имеющая серьезный производственный потенциал (КГМК, «Апатит», ГОКи, порты, рыбу), остается дотационным регионом. И это звучит как своего рода упрек в адрес руководства области. Как бы Вы сейчас ответили критикам?

— Так рассуждают те, кто не знаком с ситуацией. В последние годы многократно менялось налоговое и иное законодательство. Не стану говорить о конкретных законах, но отмечу, что в результате этих изменений регион лишался части налоговых поступлений, которые перераспределились в пользу федерального центра. То есть планка налоговых поступлений опускалась все ниже и ниже.

Но самый ощутимый удар область получила после того, как в 2005 году произошло то, чего никто и не ожидал. Тогда все семь ЗАТО (их 42 по России) были переброшены на плечи региона. А ведь это 6,5 миллиарда рублей ежегодных дотаций.

ЗАТО — это особые города, где идут выплаты за особые условия проживания. И военные города-гарнизоны всегда являлись зоной ответственности федерального центра. Это те расходы, которые должно оплачивать государство. Следовательно, Мурманская область будет оставаться дотационным регионом до тех пор, пока ЗАТО будут оставаться на плечах области. Если предположить, что федеральный центр заберет ЗАТО под свою полную опеку, как это было раньше, то со временем бюджет региона может стать не дотационным. А пока ЗАТО у нас на бюджете — будут дотации, и мы останемся дотационным регионом. И обвинять в этом региональную власть не стоит.

— После Вашего ухода с должности администрацию области проверяла Счетная палата РФ. Тогда Вы сожалели, что Вам не удалось самому выступить перед коллегией Счетной палаты РФ. А что бы Вы сказали аудиторам?

— Я действительно сожалел о том, что центр поторопился с удовлетворением моего заявления. Мне, конечно же, нужно было самому выступить на коллегии Счетной палаты России. Но необходимость в этом отпала сама собой, так как двенадцать высококлассных специалистов, проводивших проверку, отметили, что нецелевого использования средств в регионе нет. А 1,5 миллиарда рублей, которые якобы «нарыли», то это вопрос вкуса: мы их отбили, на 19 страницах написав свои возражения. В противном случае материалы по такой сумме были бы переданы в прокуратуру, со всеми вытекающими последствиями.

— Юрий Алексеевич, после ухода с губернаторского поста сразу заговорили о том, что такому деятельному и знающему человеку непременно найдется работа. К Вам примеряли разные должности. К примеру, прочили пост сенатора от Мурманской области. Также говорили и о том, что Вы можете занять кресло депутата Госдумы или областной Думы, куда Вы были избраны во главе списка партии «Единая Россия».

Насколько верны такие разговоры? Есть ли у Вас какие-либо предложения или наметки по дальнейшей работе, будет ли она связана с Кольским полуостровом?

— К тому, что Вы здесь назвали, можно добавить предложение занять должность посла России на Украине или торгового представителя в Канаде.

Я же пока в отпуске. Не тороплюсь и жду официальных предложений. Уверен в одном — без дела не останусь! Признаюсь, что не хотел бы рвать связь с Кольским Заполярьем.

— Юрий Алексеевич, в Вашей работе на должности губернатора большая роль отводилась международному сотрудничеству, западные соседи высоко ценят роль и этого сотрудничества, и Ваш личный вклад в его развитие. Как Вы сами оцениваете это сотрудничество и его роль в развитии экономики региона? Какими Вы видите перспективы этого сотрудничества сегодня, особенно в преддверии реализации масштабных проектов — МТУ и Штокмана?

— Жить рядом с такими соседями и не использовать любую возможность для улучшения условий жизни северян нельзя. Такое сотрудничество было и остается плодотворным и являет собой уникальный, беспрецедентный пример сотрудничества сопредельных территорий. Можно вспомнить, как оно начиналось. Это был трудный период, когда на прилавках наших магазинов было пусто. Тогда мы на машинах скандинавов завозили в наш регион продовольствие, что нас и сблизило.

Мало кто анализировал, какие огромные деньги Норвегия вкладывала в наш регион. Нам удалось создать уникальную модель сотрудничества. И не только в сфере экологии или экономики.

А как у нас развивались отношения в культурной сфере, в сфере образования и здравоохранения! Мы совместно поставили семь опер. У нас есть норвежские классы, происходит обмен специалистами, проводятся Дни Норвегии и Финнмарка в Мурманске. Все это объясняется, как утверждает Карнеги, ролью первого лица. С их стороны этой работой занимается лично король Харальд V, королева Соня, глава МИД Норвегии Йонас Гар Стере, премьер-министр Йенс Столтенберг.

И я горжусь тем, что мне вручили орден «За заслуги» (Командорский крест), который был учрежден королем Норвегии Олавом V в 1985 году и является наградой за особо выдающуюся деятельность. Мне его вручили за развитие добрососедских отношений. И я уверен, что эти отношения и дальше будут такими же теплыми и плодотворными. Тем более, что Норвегия будет участвовать в разработке Штокмана.

Кроме того, норвежцы предложили создать Поморскую зону. Со своей стороны мы предложили создать такую же зону на Шпицбергене. Так что фундамент дружеских отношений заложен, и он очень крепкий.

— Удалось ли Вам отдохнуть? Что Вас поддерживает в жизни в периоды максимального напряжения, перемен?

— А я еще отдыхаю, но пока не могу понять: удалось отдохнуть или нет? Был на рыбалке. Это увлечение, которое всегда помогает мне восстановить силы. Я могу сесть в лодку и грести веслами часа четыре. И когда я приплываю на место рыбалки — вокруг никого нет. Я там наслаждаюсь общением с природой, и это главное лекарство от всевозможных нагрузок.

Вот Вы спросили: ожидал ли я отставки после того, когда не поддержал кандидатуру мэра, выдвинутого от партии власти, в которой сам и состою? Добавлю к уже сказанному: это была ожидаемая неожиданность, как на рыбалке. Ты стоишь с удочкой и не знаешь, когда у тебя клюнет, но понимаешь, что это произойдет рано или поздно…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *