Как славно, что я не литературный критик! В противном случае мне пришлось бы морщить лоб и, глубоко засунув в рот пальцы, высасывать из них замусоленные слова про “трагизм безысходной жизни, скуку и тоску повседневности”… Про то, как “пошлость окружающей действительности убивает в героях стремление к идеалу, решимость и мужество”… И про то, как великий писатель-гуманист все эти безобразия “вскрывает и развенчивает”. Фу! Это они про Чехова! Неужели за этот бред так много денег платят, что стоит душу продавать? Вряд ли. Я знаю, есть люди, которым чего бы ни писать — лишь бы писать. Призвание у них такое. Хорошо, я в последнее время туговат на ухо, так что, если кто-то из вас проворчит, что я сам такой, — не услышу. Не старайтесь.
Я про мое новое личное открытие. Про аудиокниги. Нет, не про все, все я еще не слышал. Почти год лежали в компьютере несколько повестей Чехова, и вот лишь недавно я включил одну из них… и полилась музыка. Музыка речи… “Управлящий сказал мне: держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели. Я ему ответил: вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать”… Язык Чехова — уже сам по себе музыка, но меня еще увлек, обволок и очаровал голос исполнителя. Увы, имени его в записях не было, но я быстро вычислил — Олег Исаев. Работал когда-то в Киеве, потом переехал в Москву, поступил в театр Романа Виктюка, снялся в нескольких сериалах. Честно говоря, я не ожидал, что мне понравятся так называемые аудиокниги. Я тут же попытался послушать еще что-нибудь — увы, не пошло. Решил, что дело в любимом Чехове. Нашел его прозу в исполнении других авторов. Но после Исаева тоже — увы. Притом читали знаменитые артисты, не просто звезды, а настоящие звезды. Увы…
И тогда я сделал два вывода. Они личные, но мало ли кому пригодятся. 1 — произведение должно быть из любимых, и чтобы язык его был художественным, чтобы он сам по себе был для вас музыкой. Не современным компьютерным “бздынь-бздынь”, но именно — музыкой. 2 — исполнитель, чтец может не быть артистом первой величины, главное, чтобы он не ставил себя над автором. Иного слушаешь и понимаешь, что ему все равно, кого он читает, главное, что талантливо звучит талантливый голос такого талантливого артиста! Да и пусть звучит. Мы ведь живем в свободной стране — имеем право не слушать.
Так что я уже не так скептично отношусь к голосовым книгам. Я даже знаю кое-что по этой теме. Надо попробовать что-нибудь нечитаное, новое для меня. Но не Шендеровича. В Интернете и по ТВ подняли такой крик по поводу его “олимпиадного” спича, что даже я услышал. Пришлось прочитать. И потом пожать плечами. Ну, гундит мужчина, и что? При этом старается быть оригинальным. Изо всех сил старается. А мне его жаль. Счастливый и мудрый человек, как люди рассказывают, при неизбежном изнасиловании способен расслабиться и получить удовольствие. Шендерович не смог так сделать, может, судороги у него. А у меня получилось. По крайней мере, на две недели зарыл, как томагавк, свои возмущения и получаю удовольствие. Болею за наших. За не наших тоже. Переживаю за биатлонистов. И счастлив от того, что наше фигурное катание вернулось. А тут еще и Чехов звучит…
Ваш Игорь Дылёв.
Всегда здоровья желаю, а сегодня скажу: болейте!
Мысль недели: Список смертных грехов подозрительно смахивает на список моих планов на выходные.