Когда стало ясно, что он вынужден уехать, было очень обидно — мы теряли человека умного, доброго, порядочного грамотного инженера и большого трудягу. Но мы ведь живем в свободной стране… Вот одно из его писем.
«Уже больше года, как я здесь с семьей. Кажется, что только недавно расставались, что-то пили в аэропорту, и я пустил слезу, и отец стоял на взлетном поле…
А все последующее события — далеко, далеко: Шереметьево, толпы людей, самолет, Обетованная, наконец. И тепло и все есть, и много, но нужны деньги и хорошо, если тоже много. И вначале — мытье полов и посуды, и первые 250 долларов, за две недели, и война, и бомбы, и противогазы, и герметично заклеенные комнаты.
Потом, ближе к лету, началось много работы, не просто много, а прямо шквал. Я уже был помощником хозяина и отвечал за подготовку пьянок, как внутри кабака, так и на выезде. За лето было всего два-три выходных, приходилось иногда работать по 18-20 часов в день.
С выездными пьянками обкатал окрестности Тель-Авива. Проводят их на виллах, на природе. Очень красиво, а бывает, что и весело. Единственно, чего нам не понять: как они умудряются так мало выпивать.
Однажды была пьянка в военной летней части на берегу бассейна (везде есть бассейны — большие и красивые). Было 150 летчиков с женами. Так вот эти ребята выпили 3 бутылки водки, 1,5 коньяка и еще чуть-чуть, и один из «выпивших» упал в бассейн.
А один миллионер из Америки, еврей, тот ничего, тот крепкий. Попросил в трехсотграммовый стакан водки с томатным соком. И ничего. Бассейна, правда, у него нет, да и зачем ему бассейн, если вилла его находится в ста метрах от Средиземного моря.
Вот так я и работал и думал, что же мне делать, куда податься и кем? Без протекции или большой и умной головы здесь никуда не пробиться, и вообще проблема инженеров, врачей и прочей интеллигенции стоит очень остро и стоять будет очень долго, а потому нужно уметь делать что-то руками. Все это может пригодиться не только в Израиле, но и где-нибудь в Европе, Америке, Австралии… И с таким расчетом, чтобы открыть свое дело, потому что работа на «дядю» — дело тяжелое и неблагодарное, это я уже понял.
И решил я пойти на поварские курсы. Да, да, не ослышались. Дело нужное во всем мире — пожрать все любят, особенно если продукты есть. Можно работать и во флоте, походить по морям и странам разным. Я выбрал самые престижные курсы в Израиле, они дают европейский диплом. Курс обучения длится 10 месяцев и стоит 5 тысяч шекелей.
Работу в ресторане я закончил в конце ноября и оформил пособие по безработице, которое будет составлять 75 процентов от средней зарплаты. Конечно, придется еще неофициально подрабатывать, потому что одного пособия хватать не будет. Квартира — 1000 шекелей, плюс телефон, свет, вода — 250, детский сад — 400 и учебе жены, ее курсы стоят 500 шекелей. Арифметика высшая и не в мою пользу, все выплаты — месячные.
На днях рыбку завялил, навроде тараночки. Под пиво, которого здесь навалом, идет очень даже хорошо…
С пархатым приветом — В.