Виноделы на тропе войны

«Наверное, придется уехать, пока еще можно вы­ехать. Чем все кончится — не знаем, только видим, что все больше обостряются от­ношения с Правобережьем. Каждый день убийства. Вы­стрелы из-за угла. По горо­ду небезопасно ходить...» Эта выдержка из письма род­ных, живущих на левом бе­регу Днестра Молдовы, говорит о многом. Люди, прожив­шие в Молдавии всю свою жизнь, вынуждены бежать в неизвестность из страха за своих детей и близких, из страха за свою жизнь, цена которой в Молдавии сведена до минимума.

Вооруженные до зубов лю­ди, надолбы в районе Дубоссар и Тирасполя, бронетран­спортеры и танки — такой встретила меня Молдавия. По дороге из Одессы в Ки­шинев нас несколько раз ос­танавливали вооруженные боевики из народного фрон­та Молдовы, проверяли вещи, открывали багажник… Искали что-то. Но что? Из Множества машин, скопив­шихся на пропускных пунк­тах, лишь немногим удалось проехать без проверки.

Кстати, о проверке: ее ведут очень грубо и беспардон­но. У многих вещи выбрасывают прямо на дорогу, но слов извинения из уст проверяющих трудно услышать, только брань и злость в глазах. Но почему? Откуда эта злоба и ненависть? И это в моей Молдове, где прошли мое детство и юность?!

На постах Приднестровья картина почти та же, только обращение немного отлича­ется. Извинившись, спраши­вают о наличии оружия и, убедившись, что его нет, про­пускают.

Они очень похожи — мо­лодые парни-гвардейцы При­днестровья и те, кто служит в муниципальной полиции. Им бы вместе взяться за строительство демократиче­ской Молдовы, ни одна по­литическая сила бы не оста­новила! Но сегодня они раз­делены. Они ненавидят друг друга, хотя, наверное, не осознают, за что.

А что же правительство Молдовы? Неужели не может повлиять на все больше разрастающуюся кровавую бойню? Из публикаций в ме­стной печати я прочитал о том, что не только может, но и искусственно поддержи­вает этот конфликт правого и левого берегов Днестра. Премьер-министр Молдовы Муравский заявляет, что ес­ли Приднестровье не согла­сится с требованиями о при­соединении единой Молдовы к Румынии, то второй Кара­бах неизбежен. Хочу заме­тить, что на территории При­днестровья русскоязычного населения больше восьмиде­сяти процентов, и его несог­ласие присоединяться к Ру­мынии вполне оправдано. Пе­реговоры идут почти каждый день. Понятно, заниматься «большой политикой» легче, чем, скажем, решать вопросы о подготовке Молдавии к ве­сеннему севу.

Изобилие на колхозном рынке в Кишиневе меня по­разило. Есть все, правда, очень дорого, но все… Раз­говаривая с колхозниками, я пришел к выводу, что им не до амбиций правительства, а о воссоединении с Румыни­ей никто и слушать не хо­чет. У многих стариков еще в памяти годы румынского раб­ства, и снова оказаться под пятой румын никто не хочет. Так чего же добивается пра­вительство Молдовы, манипу­лируя национальными чувст­вами?

Сегодня дубоссарцы от­ключают электроэнергию (Дубоссарская ГЭС снабжает электроэнергией почти всю Молдавию), а завтра омонов­цы Молдовы захватывают ключевые объекты и при по­мощи силы доказывают свои права на территорию При­днестровья. И выгодно это только тем лидерам, для ко­торых насилие — стиль жи­зни, вне зависимости от ок­раски знамени и взглядов на жизнь.

В общем, конфликт раз­растается. Но это не та до­рога, которая может приве­сти к миру и счастью. К крови — да, а к счастью — нет.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *