Кому доступен “Ленин”

Мурманск. Первый в мире ледокол поставили около морвокзала

9 мая журналисты первыми пришли на ледокол “Ленин” - возможно, в будущий музей. Фото Натальи Черновой.Так выглядит Мурманск с капитанского мостика ледокола. Фото Натальи Черновой.Отсюда 50 лет шло управление всеми системами судна. Фото Натальи Черновой.Маленький музей на борту - экспонаты здесь уникальные! Фото Натальи Черновой.9 мая несколько десятков российских и зарубежных журналистов стали первыми, кто посетил с экскурсией атомный ледокол «Ленин». 50 лет назад он вышел в море. Сегодня он может стать музеем.

Самый-самый флот

В Мурманске прошла ежегодная конференция журналистов «Баренц-пресс». Один из пунктов программы — посещение атомного ледокола «Ленин». ФГУП «Атомфлот» организовал экскурсию и пресс-конференцию: на вопросы журналистов отвечал начальник управления предприятия Мустафа Кашка.

— Гражданский атомный флот базируется только в Мурманске, суда ходят до Берингова пролива. Сегодня «Атомфлот» эксплуатирует пять двухреакторных ледоколов, два однореакторных, а также лихтеровоз с ледокольным носом «Севморпуть», — рассказал Мустафа Кашка. — За весь период использования ледокольного флота радиационных инцидентов не было. Нет сбросов, даже технических. Перезарядка ядерного топлива происходит раз в пять-шесть лет, жидкие радиационные отходы перерабатывают на «Атомфлоте», твердые в компактном виде хранятся также на предприятии.

Мустафа Кашка считает атомный ледокольный флот самым экологически чистым и недоумевает, что до сих пор ледоколам запрещено заходить в порты, ведь, по его мнению, бензовозы и танкеры гораздо опаснее.

Деньги и льды

Хотя большинство вопросов касалось экологической безопасности, говорили, например, и о перспективах развития атомного ледокольного флота:

— Последний ледокол вступил в действие в 2007 году, три вывели из строя. Но рост грузопотока таков, что к 2020 году России будут необходимы два-три новых ледокола.

Еще — о глобальном потеплении:

— В 2008 году в Арктике льда стало больше на 1 млн 200 тысяч километров по сравнению с 2007 годом. С 2011 года мы можем войти в малый ледниковый период, поэтому ледоколам работа будет.

О круизах:

— Туристические круизы на Северный полюс начались в 1990 году. В летний период каждый год бывает до шести круизов на 12-14 суток, с заходом на полюс и на Землю Франца-Иосифа.

Ледокол берет примерно сто туристов, из них россиян обычно 20-30 человек, и лишь последние два-три года. Деньги от круизов составляют примерно три-пять процентов общего дохода «Атомфлота» (кстати, двухнедельный круиз обходится туристам от 15 до 25 тысяч евро, в зависимости от класса каюты — Н.Ч.).

О людях:

— Специалистов для атомного флота готовит Государственная морская академия имени Макарова в Санкт-Петербурге. На ледоколах работают, кроме судовой команды, инженеры-радиохимики, физики-ядерщики, специалисты радиационной защиты и другие. Недостатка в кадрах у «Атомфлота» нет, но нужна молодежь. А готовить кадры приходится долго и тщательно…

Но вот на вопрос, какова в среднем зарплата на атомном флоте (чтобы молодежь привлечь и удержать), журналисты ответа не получили.

Большое прошлое

На ледоколе «Ленин» нам показали почти все, кроме самого реакторного отсека. Почему — объяснить не смогли: то ли «не положено», то ли «распоряжений не поступало». И все равно было интересно пройти по отделанным деревом коридорам, увидеть механизмы и двигатели, списки первой команды судна, капитанский мостик и кают-компанию. И, конечно, многочисленные портреты Ленина.

«Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Оно было заложено в 1956 году на судостроительном заводе имени Марти в Ленинграде. 3 декабря 1959 года сдано Министерству морского флота. С 1960 года — в составе Мурманского морского пароходства. Один из первых караванов, которые провел «Ленин», состоял из 38 судов, а первые 16 лет ледокол был в мире единственным. Вначале на «Ленине» работали 230 человек, потом команду сократили до 140.

Ледокол «Ленин» отслужил 30 лет, провел в арктических широтах почти четыре тысячи транспортных судов и преодолел более 654 тысяч 400 морских миль, из них во льдах — 563 тысячи 600 миль.

В 1989-м первый в мире ледокол вывели из эксплуатации. И вот прошло 20 лет. Теперь у «Атомфлота» есть идея сделать на «Ленине» центр радиационного просвещения и музей освоения Арктики. «Он станет символом нашей истории и простоит возле причала еще, как мининум, 50 лет!» — с энтузиазмом заявили журналистам представители «Атомфлота».

Сомнительное будущее

Однако есть у затеи с «Лениным» и обратная сторона. На сайте организации ХХХ я прочитала:

«…За время работы на «Ленине» все же произошли две серьезные аварии. В 1965 году была частично повреждена активная зона реактора, часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. А в 1967 году была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Приняли решение полностью заменить весь реакторный отсек, часть топлива поместили опять же на плавтехбазу «Лепсе», а реакторную установку отбуксировали к Новой Земле, в залив Цивольки, и затопили».

И еще:

«…С одной стороны, сейчас «Ленин» уже не является ядерным объектом в полном смысле этого понятия. Но с другой — на нем остается оборудование первого контура: сам корпус ядерного реактора и другие механизмы. Хоть реактор и освобожден от отработавшего ядерного топлива, но все равно является источником ионизирующего излучения. Конечно, центральный отсек, где находится реактор и другое оборудование первого контура, имеет дополнительную защиту и в нормальных условиях не опасен. Однако эти условия еще нужно будет поддерживать! А это в первую очередь надежная охрана и запрет доступа посторонних лиц в помещения центрального отсека. Сможет ли руководство будущего музея выполнить эти условия?

— В принципе при определенных условиях «Ленин» может стать безопасным объектом. Но, чтобы никто не сомневался, идеальным решением было бы изъятие из центрального отсека ледокола всех источников ионизирующего излучения. Но, к сожалению, эта операция стоит огромных денег, которых на общественных началах просто не собрать. Стоит отметить, что такую операцию никто еще не осуществлял в России, — комментирует председатель правления организации ХХХ Андрей Золотков, который отходил на ледоколе две навигации.

И последняя неясность: смогут ли все-таки прийти на «Ленин» экскурсанты и как скоро? Работы по безопасной стоянке должны закончить к 3 декабря 2009 года — к дню рождения отечественного атомного ледокольного флота. Однако, как вскользь упомянули на пресс-конференции, «доступ на «Ленин» будет только по предварительным заявкам».

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *