24 января в Апатитах изнасилована женщина. Как тяжкое преступление, изнасилование — это дело прокуратуры. Через день милиция сообщила имя возможного преступника и вероятное место, где его можно найти. Никаких указаний по поводу задержания подозреваемого нет, милиция инициативы не проявляет. Почему?
Уголовное дело против уполномоченного
Этот протест зрел давно. И наконец вырвался. Не будем уходить вглубь времен. Приведем только три эпизода.
24 ноября в милицию обратилась женщина. Ее квартиру обокрали — золото и другие вещи более чем на 11.000 рублей. Милиция установила, что в квартире часто бывала несовершеннолетняя Д.
Ее задержали, та указала на молодого человека, якобы часто бывавшего в той квартире. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних В. Игнашов, оперуполномоченный Н. Харченко и наряд милиции приехали к молодому человеку и предложили проехать в отдел для дачи показаний. Тот отказался. Пришлось применить силу. Парень сопротивлялся, в потасовку активно вмешалась его мать. После в прокуратуре появилась жалоба от матери. Следователь Ф. Гаянов против Н. Харченко возбудил уголовное дело по части 2 статьи 171 УК РСФСР — превышение власти или служебных полномочий, сопровождаемое насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями… Карается лишением свободы до 10 лет. Кража по-прежнему не раскрыта. Потерпевшая предъявляет претензии. Харченко от дела фактически отстранен. Заменить его ни у кого нет желания. Сотрудники угрозыска уверены, что опять в любом случае будут жалобы, а за ними — опять уголовное дело против милиции.
Было преступление или не было?
2 января в милицию поступило заявление. Накануне Нового Года гражданка Н. проходила через арку в одном из домов. К ней пристали двое мужчин. Она предложила деньги — лишь бы отстали. Деньги они отобрали, а саму Н. затащили в квартиру. Всю ночь они издевались над женщиной и насиловали ее.
Уголовный розыск быстро установил возможного преступника. Потерпевшая опознала его по фото. На следующий день — оперативные данные: разыскиваемый находится в квартире, где было совершено преступление. На неоднократные требования милиции дверь никто не открыл. В присутствии понятых дверь взломали, использовав право, данное Законом о милиции.
Подозреваемого на месте не оказалось, но был его знакомый. Мать подозреваемого пишет жалобу в прокуратуру — выбили дверь, перевернули и сломали диван. Следователь Гаянов принимает жалобу на проверку.
Еще одно изнасилование
Это произошло совсем недавно. В одной из общественных душевых вечером мылись женщины. Все ушли, одна почему-то замешкалась. Запертая дверь вылетела под ударом, в душевую вломился голый мужчина, стал душить и насиловать женщину. На месте оказался случайный свидетель. Потерпевшей нанесены легкие телесные повреждения и есть подозрения на перелом гортани. С помощью потерпевшей и свидетеля милиция установила личность возможного преступника. Он уже судим за изнасилование и, кроме того, болен открытой формой туберкулеза. Сотрудники угрозыска считают: социально опасен. Через пять дней после преступления из прокуратуры не поступило никаких указаний по поводу задержания подозреваемого. Через пять дней после тяжкого преступления все еще не было возбуждено уголовное дело.
Этим преступлением занимается следователь Ф. Гаянов.
Протест против уголовного розыска
По оценкам специалистов Апатитский угрозыск среди различных подразделений областного управления внутренних дел занимает одно из первых мест: работа высокой квалификации и предельная оперативность.
И вот в минувшую среду почти все сыщики приехали в прокуратуру, чтобы расставить точки над «i» и заявить протест.
— Мы должны делать одно дело — бороться с преступниками. Но такое впечатление, что с преступниками борется одна милиция, а прокуратура борется с уголовным розыском.
Сыщики говорили, что у них отбивают возможность и желание ловить преступников. Однако они намерены бороться:
— Нам жить и работать в этом городе!
По идее, не дело милиции судить о работе прокуратуры, но претензий накопилось много.
Что говорит другая сторона
Во время беседы с оперуполномоченными следователь Гаянов несколько раз ссылался на якобы указания прокурора и даже развел руками:
— Я — человек маленький…
По поводу недавнего изнасилования сообщил:
— Потерпевшая опрошена, но заявление не написано…
Да, иногда говорят, что если нет заявления, то нет и преступления. Цинизм высочайшего класса. Долго ли запугать женщину? Уже однажды изнасилованную женщину…
Прокурор города С. Лозев (он назначен к нам в конце прошлого года) принял работников угрозыска. Он сказал, что прокуратура обязательно проверит каждое заявление.
С. Лозев заверил работников угрозыска, что ни в коей мере не противопоставляет прокуратуру милиции, а считает разные правоохранительные органы сотрудниками в одном деле.
Совпадения или нет?
Этот протест, увы, не исключение в нашей действительности. Недавно нечто подобное происходило в Санкт-Петербурге, только уже с работниками прокуратуры. В минувшие дни открыто выступили со своими требованиями следователи Мурманска. Теперь — Апатиты.
Что это? Совпадения? Или закономерность?
Сотрудник Апатитского уголовного розыска С. Стародумов по этому поводу сказал:
— Я считаю, что кому-то выгодно, чтобы мы занимались всякой ерундой, но не преступниками.
По-разному можно оценить эту мысль. Только есть еще и простые факты: количество преступлений растет, сыщики работают по 10-12 часов и практически без выходных. И ведь криминальная публика пока боится наших сыщиков. Именно — пока. Потому что если выбить у них почву из-под ног, остановить их в бесконечной гонке, то-то наступит раздолье…
А они уже доведены до грани. Апатитский уголовный розыск заявил: если нас и впредь будут так же дергать, отвлекать от работы, то борьбу с преступниками пусть ведет следователь прокуратуры Ф. Гаянов.
Официальный протест направлен руководству Мурманского областного управления внутренних дел, руководству областной прокуратуры: «Если до 5 февраля Ф. Гаянов не будет освобожден от должности, 13 сотрудников Апатитского угрозыска уходят с работы».
Для маленькой справки: Апатиты созрели для того, чтобы в городе появилось частное сыскное агентство. Подготовка к его открытию началась. Наверняка увольнение сотрудников угрозыска из органов внутренних дел ускорит открытие бюро. О других возможных последствиях говорить, пожалуй, не стоит.