Работаю педагогом-психологом в отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Постоянно убеждаюсь, насколько важна своевременная помощь детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
И то, с чем сталкиваются специалисты нашего отделения, позволяет, увы, говорить о кризисном состоянии современной семьи.
В любой семье, благополучной или неблагополучной, возникают трудности во взаимоотношениях с детьми. И эти трудности не всегда можно разрешить самостоятельно. Число семей с отрицательным психологическим климатом, со сложными межличностными отношениями не уменьшается. Все это отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье детей, усугубляет их социальное неблагополучие и препятствует нормальному развитию. В результате ребенок постоянно вынужден преодолевать кризисы, которые приводят к тяжелым последствиям — невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы — и во многом определяют дальнейшую судьбу ребенка. А ведь каждый период жизни растущего человека важный и по-своему сложный.
Особенно это проявляется в подростковом возрасте. Конструктивно взаимодействовать с ребенком в момент переходного периода сложно из-за негативизма, агрессии, с которыми бывает трудно справиться и родителям, и педагогам, и другим специалистам.
На сегодняшний день каждый шестой подросток попадает в категорию “трудных”, то есть тех, кто склонен к употреблению спиртных напитков, курению, дракам, совершению серьезных правонарушений. И сталкиваясь с этим, мы не осознаем, что за грубостью и цинизмом, бесшабашностью поведения скрывается чувство неудовлетворенности, одиночества, страха, обиды. Это только маска, прикрывающая боль, растерянность и тревожность. Дети действуют по принципу “Мне больно и страшно, а вы этого не видите и не понимаете. Не видите по-хорошему, смотрите, как может быть по-плохому”. Если ребенок не может получить внимание родителей, взрослых, сверстников с помощью хороших поступков, он будет его добиваться с помощью плохих.
Дети мечтают быть полноценными членами семьи, имеющими свое мнение, свою определенную роль. Им важно чувствовать защищенность и безопасность в семье, а не отверженность. На самом деле проблемы кроются не в ребенке, а в детско-родительских отношениях внутри семьи. Как показывает многолетний опыт специалистов отделения, в зону риска попадают дети из совершенно разных семей. Почему, спросите вы, в благополучной семье возникают те же конфликты, дети уходят из дома и тянутся к уличному общению? Что происходит в семьях, где, казалось бы, у ребенка есть все? Ответ лежит на поверхности: невнимание, равнодушие, самоустранение взрослых в силу занятости или каких-либо личных проблем, которые кажутся родителям более важными, чем их ребенок.
Как справиться с ситуацией, которая уже вышла из-под контроля? Конечно, решать такие проблемы в одиночку трудно. Для того, чтобы максимально помочь семье и ребенку, необходима помощь специалистов, с одной стороны, и заинтересованность самих родителей, с другой. Зачастую папы и мамы пытаются переложить ответственность за воспитание своих детей на других: на бабушек и дедушек, на педагогов и специалистов служб по работе с детьми. Осознание важности проблемы и своевременное обращение помогут нам с семьей вместе, а не “вместо” в преодолении возникших трудностей.
Елена Остальцева,
педагог-психолог отделения
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Квалифицированную помощь педагога-психолога вы можете получить в отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Апатитского комплексного центра социального обслуживания населения. Наш адрес: Апатиты, улица Зиновьева, 13а. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов. Телефон 6-21-48. Услуги специалистов отделения предоставляются бесплатно.