Егор — мальчик очень любознательный и в свои три с половиной года хочет знать об окружающем мире все. Поэтому количество вопросов, которые он ежедневно задает родственникам, сосчитать невозможно. Причем если он спрашивает, показывая на фонтан: “Что это?”, то сразу ясно: дальше последует еще десяток, а то и два вопросов. На которые, между прочим, ответить иногда довольно трудно, потому что многих технических тонкостей я и сама не знаю.“Почему фонтан круглый?”, “Почему одна вода выше поднимается, а другая ниже?”, “Как в него вода попадает?”, “Где его включают и выключают?”, “Как зовут дяденьку, который включает?”, “А он даст выключатель нажать, если хорошо попросить?”… В общем, ребенок любую заинтересовавшую его тему развивает досконально, а через несколько дней может к ней вернуться. Ответ “не знаю” у него вызывает недоумение и дополнительный вопрос: “Почему не знаешь?”
Когда это касается, например, темы “как птица под крышей дачи гнездо свила?”, взрослым не так туго приходится. Но так получилось, что в начале лета он впервые увидел кладбище…
Не бойся, я тебя выкопаю
С тех пор уже несколько раз мальчик учинял допрос своей прабабушке — Егора интересовали все подробности. Поначалу она отвечала односложно и старалась увести разговор в другое русло. Не тут-то было! Пришлось объяснять, что люди старятся или болеют, затем умирают, а потом их хоронят на кладбище. А их родственники приезжают ухаживать за могилками.
Мальчишка вроде бы перестал интерес проявлять, но лишь на время. Видимо, обдумав все это как следует, вдруг стал интересоваться возрастом окружающих его людей. Опросил каждого родственника, причем сам предлагал выбрать — старый ты, молодой или взрослый.
Из этого процесса как-то выпал его крестный отец — они редко виделись. Поэтому недавно на прогулке с крестником крестный отец был поражен его расспросами. Егор, когда выяснил, что крестный уже “почти старый”, тут же его успокоил:
— Тогда ты скоро умрешь, и тебя закопают. Но ты не бойся, я возьму большую лопату и выкопаю тебя обратно!
Понятно, что мальчишка до конца всю неотвратимость смерти не осознает, но, видно, что-то подозревает. На днях спросил у меня:
— Ба, а я тоже умру?
— Ну, это случится еще очень и очень нескоро. Тебе же еще надо в школу походить, потом в университет, потом жениться. У тебя самого появятся дети, их надо будет воспитывать. Пройдет много времени, пока ты состаришься.
— А ты будешь со мной всегда?..
В общем, пока еще удается уводить его мысли в другое русло — он начинает задавать вопросы на более приятные темы вроде учебы и женитьбы. Признаться же, что ему, скорее всего, придется хоронить нас всех, язык не поворачивается. Но чувствую, что, когда он обдумает новую информацию, придется опять искать ответы на сложные вопросы.
Не лгите, ищите слова
Многие родители спрашивают: “Как объяснять, что такое смерть, маленькому ребенку?” Для того, чтобы умело, понятно ответить, надо знать тот “язык”, на котором “говорит” мышление ребенка. Ребенок в возрасте между двумя и пятью годами обладает, с одной стороны, достаточно уязвимой и хрупкой психикой, а с другой, имеет слишком слабое понятие о повседневных реалиях. Мышление детей в этот период “анимистическое” — они часто приписывают неодушевленным вещам способность мыслить и чувствовать. Взрослых наделяют могуществом, верят в возможность волшебного. И примеряют все на себя — и хорошее, и плохое. Они ощущают сильнейшую зависимость от родителей, и их легко напугать возможной опасностью разлуки с ними.
Обычно дети задают вопросы о смерти совершенно неожиданно, и у родителей нет времени, чтобы сформулировать идеальное объяснение. Мы знаем на них ответы, но не всегда можем найти правильные слова. Эти вопросы начинают возникать у ребенка, когда, наблюдая за окружающим миром, они начинают понимать, что жизнь не бесконечна.
В зависимости от жизненной ситуации, возрастных психологических особенностей ребенка, алгоритм действий будет разным. Безусловно одно, что детские вопросы о смерти нельзя игнорировать, иначе у ребенка может сложиться неправильное представление о ней, а это может привести к весьма печальным последствиям. Взрослым следует не пресекать любопытство ребенка, а, напротив, поддержать его интерес и ответить на все вопросы, даже если тема у них самих вызывает противоречивые и даже болезненные чувства.
Дети обладают способностью принимать то, что происходит в жизни, сживаться с идеей смерти. Частично это происходит с помощью психологической защиты, путем подавления или отрицания, как и у взрослых. А частично за счет переключения внимания на более радостные и реальные житейские события или получая ответ на вопрос о смерти, что родные и близкие будут с ним, пока он не вырастет.
Есть несколько рекомендаций родителям, ребенок которых уже начал задавать вопросы о смерти.
Лучшая реакция на неожиданные вопросы ребенка — это спокойствие: ребенок должен понять, что его вопрос вполне нормальный.
Прежде чем дать ответ, поинтересуйтесь более подробно, что именно он хочет узнать — попробуйте задать вопросы ему самому. Чтобы выяснить, что он уже знает, а что еще нет.
Ответы надо давать краткие, на понятном ребенку языке, по мере поступления вопросов. Не надо специально усаживать ребенка перед собой для долгой беседы на тему смерти.
Ответ должен быть четким и недвусмысленным. Метафорический контекст нашей речи маленьким детям не понятен, они понимают слова буквально. Если ребенок задал вопрос именно вам, то именно от вас он желает и получить ответ на него. Не надо отсылать его к кому-то другому из членов семьи.
В ответе не должно быть никакой лжи. Ребенок ей, возможно, поверит, но позднее, узнав правду, он поймет, что вы его попросту обманули. Попробуйте дать ответ в сказочной форме — сказки тем и хороши, что в игровой форме рассказывают ребенку о жизни, добре и зле.
Не нужно говорить, что на небо Бог забирает только лучших людей — так вы посеете у ребенка сомнения, что на земле остаются худшие, в том числе он и его родные.
Будьте готовы принять любую эмоциональную реакцию ребенка на ваши сообщения. Обсуждать тему смерти с детьми рано или поздно приходится, и это довольно тяжело. Если ребенок заранее знает, что смерть — это часть нашей жизни, он будет подготовлен и будет воспринимать горе в семье более философски, с наименьшими последствиями для психики. Когда вдруг умирает кто-то из родных или друзей семьи, взрослым не до объяснений, в нашей культуре принято недооценивать детское горе.
Рекомендую также прочесть взрослым вместе с детьми “Книгу о смерти” Стальфельт Перниллы. Книга для детей от 5 до 12 лет, написана с юмором, без пафоса и мистифицирования, открыто рассказывает ребенку о том, почему умирают люди и другие живые существа. Что, по разным версиям, происходит после смерти, как хоронят и вспоминают умерших.