Этим летом знакомая целый месяц работала в ресторане “Макдоналдс”. Многие мои приятели любят поесть именно там, и я решила выяснить — из чего же все-таки делают эти бигмаки и чизбургеры и как устроено все по ту сторону прилавка.
Талия не нужна
Я не понимаю, как можно любить эту странную еду, почему в этих ресторанах всегда толпы народа? Конечно, когда в Москве много лет назад открыли первый “Макдоналдс”, очереди в него стояли, как в мавзолей. Но в начале 90-х “Макдоналдс” воспринимали больше не как место, где можно быстро покушать, а как символ заграничной жизни. А все заграничное тогда считалось лучшим.
Но вот прошли годы, а поклонников американских бутербродов с котлетой все не убывает. Я попыталась выяснить все секреты у Светы, которой довелось своими глазами увидеть и многое понять в этой огромной империи фастфуда.
— Устроиться в “Мак” не так уж и просто, — рассказывает Светлана. — Для оформления я долго бегала с разными бумажками и справками о здоровье. Желающих поработать в этой компании предостаточно, особенно студентов и людей, кто не может найти другого заработка. Рабочих мест, наверное, хватает, ведь только в Питере открыто более 40 “Макдоналдсов”. Но берут не всех. Вообще система у них отлажена очень четко, продуманы любые мелочи. С новыми и уже работающими людьми проводят специальные беседы и учебы. К примеру, есть установка, что эти рестораны ориентированы больше на детей. Так вот, в обязанности работников входит контроль за детьми в зале, оказание им любой помощи. Но при этом нельзя подсказывать маленьким посетителям, какое блюдо им выбрать, или советовать — а вот, мол, бигмак вкусненький. Такова общая политика. Служба рекламы у них — просто невероятная, недаром же у “Макдоналдса” на сегодня больше ресторанов в мире, чем у всех остальных сетей.
Все продумано до мелочей, незаметных посетителям. Вы не замечали, что все сотрудники, независимо от пола, одеты в бесформенные футболки, где не выделяется фигура? Это тоже не случайно.
Каждый посетитель, независимо от своей комплекции и возраста, должен чувствовать себя на равных с работниками, а значит, сможет без угрызений совести купить и картошку фри, и пирожные. Все работают на то, чтобы посетители побольше покупали. Да, нам не разрешали никаких украшений, длинных ногтей, распущенных волос, только “хвостик”. А парни должны перед каждой сменой быть чисто выбритыми.
Секретная котлета
Как оказалось, к приготовлению своего меню в этих ресторанах относятся тоже очень строго.
— Всю-всю еду привозят в замороженном виде, — продолжает Светлана. — Каждый продукт отдельно запакован, даже салаты. Всю еду — от булочек до мяса — хранят в огромных морозильниках. Я слышала, что одни продукты привозят даже из-за границы, но вроде огромный завод есть где-то под Москвой, там это все и делают. Из чего, к слову, сделана котлета в бигмаке — секрет за семью замками. Я как стажер поначалу была на уборке кухни и других помещений. Туалеты там, кстати, моют каждый час, за этим следит специальный человек. Потом меня поставили жарить “фри”. Картошка должна быть определенного желтенького цвета, в меру соленая и хрустящая. Если партия не удалась, ее безжалостно выбрасывают. Ты обязательно работаешь в разовых перчатках, мыть руки надо каждый час. Нарушил правила — получишь замечание и штраф, а после и уволить могут. На кухне все механизировано, техники очень много. Особенно меня напрягали таймеры, которые пищали на каждом приборе без конца. Всего на кухне в нашей точке трудилось примерно двадцать человек. Все как роботы, нагрузки, конечно, очень большие. Особенно в часы пик, вечерами. За процессом постоянно наблюдают два-три менеджера.
— А вам разрешали там есть?
— Да, ведь смены были и по восемь часов. Но для персонала существовал конкретный набор еды и напитков, за это в день снимали с зарплаты по 30 рублей. Я по возможности старалась есть побольше салатов, ну и пирожные, конечно. Признаюсь, что прежде, до работы в “Маке”, я довольно часто забегала туда перекусить. Но теперь мое отношение к фастфуду изменилось. Все началось с того, что через две недели работы и питания там я заметила, что плохо себя чувствую, плохо сплю, у меня часто болит голова и желудок. Перестала там есть — и проблемы постепенно пропали.
Думаю, что все равно такая пища вредна для организма. И я знаю теперь реальную цену этой еды. Меня туда больше не затянешь, ну если только изредка. Если приду, мусорить не буду и обязательно уберу за собой со стола. Мне не трудно, а людям, работающим там, будет легче.