Прокатившись этой осенью на автомобиле в Санкт-Петербург и обратно, я заметил весьма позитивные изменения: строят и реконструируют мосты, ремонтируют дороги, вдоль трассы появились комфортабельные мотели и уютные кафе.
Щепки не летят
Я был приятно удивлен, когда обнаружил, что вдоль автодорог вырубают деревья, мешающие обзору: такая картина — от Кандалакши до Петрозаводска. Стволы и ветки аккуратно сложены на обочине в штабеля. Неужели не выбросят, не сожгут, а где-то используют?
Дорог без ремонта остался самый минимум — в районе Медвежьегорска и Лоухов. На участках трассы по 20-30 километров пока нет и намека на скорую реконструкцию, все в буграх и ямах. Но в этом есть свой плюс, потому что в это время года на федеральных трассах лучше не разгоняться: дожди, туман, изморось и начинающийся гололед увеличивают вероятность аварий при обгонах и резких торможениях, особенно ночью. В этом я убедился сам, когда видел по пути на обочинах разбитые фуры и крутые внедорожники.
О еде и предках
Большинство автомобилистов едут по трассе без остановок до поселка Пушной (Беломорский район), это примерно половина пути между Мурманском и Санкт-Петербургом. Мы — не исключение. Там я иду заправлять машину, а супруга — в кафе, заказывать солянку, у нас традиция такая. Старое название поселка Пушной — Курьяваракка, что в переводе с карельского означает “Нищая гора”, но сейчас здесь нищетой вроде не пахнет. Как мне кажется, названия у карельских населенных пунктов довольно странные, ну сами посудите: Половина, Матросы, Онигма, Янишполе, Пряжа, Сопоха, Тивдия и другие. Это чем же нашим предкам надо было заниматься в далеком прошлом, чтобы, например, назвать свою деревню Уссуна? Рядом протекает река Суна, но если об этом не знать, много чего можно нафантазировать.
В этом году на болотах Карелии уродилось много клюквы, и вдоль трассы, особенно рядом с населенными пунктами, длинными рядами сидят местные сборщики ягод. Пятилитровое ведро брусники можно купить за 400 рублей, клюкву — за 500, но чем ближе к Мурманску, тем дороже.
Мост-миллиардер
После трапезы мы час спим в машине и затем снова в путь, без остановок, до села Паша. Там у родственников мы задержались на два дня.
В этом году силами ОАО “Мостострой №6” и их подрядчиков здесь возвели и пустили в эксплуатацию новый мост через реку Пашу и теперь демонтируют старый — он прослужил больше полувека. По обоим берегам реки раскинулся целый строительный городок, работы ведутся круглосуточно. Весь объем финансирования — более миллиарда рублей. Немного поскромнее строят мост в сорока километрах отсюда — через реку Сясь. В один из вечеров мне выпала удача побывать на плавающем кране и познакомиться со строителями: пообщались, поговорили о политике, экономике и так, за жизнь. И решили, что она вроде налаживается, по крайней мере здесь.
—это примерно половина пути между Мурманском и Санкт-Петербургом
Юра, а дальше?..