Мне никогда не будет 70!

На улицах Флоренции. К нашей зависти, именно на старости лет жители Европы становятся заядлыми туристами.

— Мама, пожалуйста! Мама!  Не мешай нам нормально отдыхать и сама отдохни!

— Ой, но мне здесь холодно, здесь тень…

— Так давай ты ляжешь
на солнышке, пошли, я тебя проведу вон к тем лежакам.

— Пошли, но, я думаю, там очень жарко.

— Так чего же ты хочешь, мама? Я тебя не понимаю!..

Еле ходит, а ногти красит

Это мой вольный перевод итальянского разговора, который я случайно подслушала у бассейна в гостинице “Бельвью” на итальянской Ривьере. Наши лежаки стояли рядом с лежаками женщины, ее мужа и мамы. И вроде бы все ничего, если бы не возраст этих людей. Дочке и зятю лет по семьдесят, а маме минимум девяносто пять. Максимум — триста.

Когда наш Коля увидел “маму”, загорающую под фикусом, он спросил: “Как ты думаешь, она еще жива?”

Мне тоже сначала казалось, что синьора уже не дышит. Уж очень старой она была. Но бабушка каждый раз развеивала наши сомнения. Полежит на одном лежаке, потом дочка переведет ее на другой — из тени на солнце и обратно. Несмотря на сверхпочтенный возраст, полное отсутствие каких-либо округлостей  фигуры и скрюченную спину, синьора носила облегающий ярко-красный купальник. Ее короткие седые волосы были накручены и уложены. Еле ходит, но ногти на руках и ногах накрашены. Ее 70-летняя дочь блистала золотыми браслетами, кольцами и кулонами, а также модным  в этом сезоне купальником леопардовой расцветки, с глубоким вырезом. В отличие от мамы (мы по-доброму окрестили старушку “мамой Муссолини”), эта синьора еще не потеряла жировую прослойку. Но никаких неудобств от размеров своей фигуры, двойного и  даже тройного подбородка, дряблой кожи эта женщина не испытывала. Я думаю, она даже была довольна собой. Они приехали отдыхать и получали от отдыха максимум удовольствия. При этом маму одну дома не бросили и в дом престарелых ее не сдали.

Старая синьора, ее дочь и зять, а также другие пожилые постояльцы нашей, прямо скажем, недешевой гостиницы воодушевили меня посмотреть другими глазами на неизбежное — будущую старость.

Это не про меня

По моим наблюдениям, по восприятию собственного старения женщины делятся на несколько групп.

Некоторые категорически отвергают объективные физиологические процессы и даже говорить о предстоящей старости не хотят. Даже в семьдесят они будут стремиться выглядеть на сорок, в крайнем случае на сорок пять. Не будут жалеть для этого денег и времени. И многим это будет по силам. Пластическая и эстетическая хирургия, косметические нанотехнологии, бассейны, фитнес-центры и другие спортивные учреждения позволяют современной женщине оставаться молодой довольно долго. Но ведь молодыми в этом случае  остается только фасад — лицо, фигура. А нашим мыслям, нашим воспоминаниям, нашему жизненному опыту, а также почкам, печени, щитовидной железе и прочим органам все равно будет семьдесят. Однако эти объективные данные для тех, кто не сдается времени,  покажутся совсем неубедительными. Буду молодой снаружи — буду молодой и внутри, вот девиз этих прекрасных дам.

Стареть красиво?

Некоторые женщин говорят, что они согласны “стареть естественно и красиво”. Вот как актрисы Ванесса Редгрейв или Катрин Денёв. Хотя я уверена, что одна, что другая по  мере развития  карьеры все же прибегали  к определенным операциям или манипуляциям  для улучшения внешности.  Иначе им бы ролей не давали хороших и разных. Так что стареть красиво без кремов, массажей, золотых нитей, ботокса и прочей косметической артиллерии не выйдет.  Мне кажется, что стареют красиво те счастливицы, у кого все хорошо в семье, кого любят мужья даже после тридцати лет совместной жизни, у кого интересная и любимая работа или обалденное увлечение, или… генетическая предрасположенность. Вот как у Ирины Антоновой, директора музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Разве скажешь, что ей девяносто?!

Старость по-русски

Третья, довольно большая группа женщин — те, кому наплевать, как они постареют. Им просто надо выживать — кормить и растить детей, потому что на мужа мало надежды, он или пьяница, или вообще давно всех бросил. А как дети вырастут, так надо же им помочь встать на ноги — купить машину, квартиру, вставить пластиковые окна.  Это при удачном раскладе жизни. Но ведь тысячи российских женщин не вылезают из огородов и хлевов, чтобы в доме была элементарная еда: картошка, молоко и квашеная капуста. Хорошо, если есть телевизор, он помогает хоть как-то отвлечься от тяжелой работы и вечного безденежья. Хорошо, если измученные постоянной борьбой с бедностью или личными драмами женщины не начинают пить — ведь тогда под откос летит вся жизнь…

Счастливицы

И есть счастливицы, которые воспринимают уход на пенсию и будущий “период дожития” (ужасный термин, придуманный нашими чиновниками) как природное явление, с которым надо смириться. Зато можно читать все любимые и новые книги, смотреть сериалы,  поехать отдохнуть в приятные места, летом развести на даче миллионы цветов и пить чай с малиной в их окружении, зимой не спеша ходить на лыжах в парке. А в воскресенье печь пирожки или блины для внуков.

Мне показалось, что итальянские старушки, с которыми я познакомилась в гостинице “Бельвью”, как раз и относятся к категории счастливиц. Они отдыхали не просто хорошо, от каждого дня они получали максимум удовольствия и сами себе устраивали эти удовольствия. Однажды я увидела, что все старушки выстроились на пляже в небольшую шеренгу и стали дефилировать друг за другом по зеленой дорожке, ведущей к морю. Каждая выходила в центр “подиума”, кружилась, посылала воздушные поцелуи окружающим и что-то выкрикивала… Оказалось, дамы устроили модный показ парео, которые они только что купили у пляжного коробейника. Парео были невероятно яркие, а их продавец — черный,  как донбасский уголь. Но это обстоятельство не помешало некоторым покупательницам по-матерински (надеюсь, что по-матерински) расцеловать парня. Он остался страшно доволен: во-первых, 200 евро, как минимум, заработал, а во-вторых, синьоры были такими добрыми и ласковыми.

…Торговец потом еще несколько раз приходил на наш пляж, но веселые старушки уже уехали. Уехали — и в отеле будто лампочки выкрутили. И вроде публика намного моложе стала, и влюбленные парочки появились, и родители с маленькими детьми, а былого веселья и праздничного настроения уже не было. Вот ведь парадокс.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Мне никогда не будет 70!”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *