Хибины: жизнь или смерть?

Помешает ли дорога через горы создать национальный парк

Фото Ольги Герчиной

Эксплуатация Оленьего ручья началась. Теперь очередь за месторождением Партомчорр. Северо-Западная фосфорная компания скоро начнет здесь строительство рудника. Руду со второго придется возить для переработки и обогащения на первый. И если оба месторождения лежат за пределами будущего национального парка «Хибины», дорогу которая их свяжет, СЗФК планирует обустроить прямо по территории парка. Это больше пятидесяти километров. Экологи подняли тревогу. Промышленники утверждают: ничего страшного не случится.
Мы публикуем разные мнения по этому поводу.

С сайта www.wwf.ru

Карту Хибин мы позаимствовали на сайте Фонда дикой природы.
В зеленых границах — территория планируемого национального парка “Хибины”.
Черным обозначены места не для туристов — промышленные зоны.
Дорога №1 — то, что хочет построить СЗФК.
Дороги №2 и №4 — то, что предлагают экологи. На четвертой частично дорога должна уйти в тоннель, на второй вся она должна пролегать под землей.
Еще один вариант от экологов: дорога на север до станции Рудный с перевозками по рельсам МПС.

Что такое национальный парк
Национальный парк — это территория, где деятельность человека ограничена, в основном в целях охраны  окружающей среды. Такие парки открыты для туристов, в отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена.
В России таких особо охраняемых природных территорий 40, они покрывают площадь более 70 тысяч квадратных километров. Национальные парки в разной степени включают природные комплексы и объекты, имеющие экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Государственная система национальных парков Российской Федерации (а это исключительно объекты федеральной собственности) начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк («Сочинский») был образован в 1983 году. Большая часть парков расположена в европейской части России, остальные — в Сибири и на Урале.
В декабре 2011 года Правительство РФ утвердило план создания особо охраняемых природных территорий, включая национальный парк «Хибины».

Много шума (частное мнение)
Шума вокруг этой темы подняли так много, что в ушах звенит. Однако ясности звон не добавляет.
Фонд дикой природы бомбит разные инстанции энергичными протестами против строительства дороги от будущего рудника Партомчорр в северной части Хибин к фабрике на Оленьем ручье в восточной части массива. Наиболее радикально настроенные экологи кричат, что дорога «убьет» Хибины, превратит их в «труп» и даже в «расчлененный труп». Увы, в поддержку страшных картин апокалипсиса не приводят фактов, расчетов или хотя бы мнений компетентных специалистов.
Все воззвания выкладываются в Интернете. По сети пройти невозможно, чтобы не наткнуться на «караул» по проводу национального парка «Хибины».
Я не стану напоминать, что парк все еще лишь собираются создавать. Но, на мой взгляд, национальный парк «Хибины» создать невозможно. Он уже есть. Можно лишь беречь его, холить и лелеять. И если наши Хибины окажутся под особой защитой закона — замечательно. Однако аргументы экологов-радикалов мне кажутся не совсем убедительными.
Они говорят, что дорога «убьет» природу Хибин. Во-первых, прошу прощения, кишка тонка у дороги для такого «убийства». Уже столько дорог настроили, столько рудников и фабрик сделали, а Хибины живы, и, будьте благонадежны, переживут все эти сооружения.
В то же время, например, финны очень трепетно относятся к своей природе и национальные парки тоже создают. Точней, давно создали. Так вот, через ближайший к нам парк «Оуланка» дороги проложены, мы с друзьями ездили по ним, в частности, из Кемиярви до Куусамо, от Куусамо до Саллы. Добротные, полноценные дороги.
Я понимаю, что сама по себе дорога, может, не так важна, а главное — как ее будут делать, сколько леса вырубят, сколько земли девственной испортят. Хотелось бы узнать эти цифры. Нет их у экологов. А еще наверняка есть расчеты своеобразных «критических масс» воздействия человека на окружающую среду. Например, если десяток туристов пройдет через перевал, природа почти не заметит этого. Однако если этих туристов будет миллион-другой, да все с мусором и топорами, швах природе получится.
Но таким образом может рассуждать человек со стороны, а специалисты должны знать точные цифры.
Да, Фонд дикой природы все время делает ставку на то, что защищает Хибины именно для туристов. И что если эти края объявят национальным парком, то наши гости как начнут вести себя прилично — мусора не оставят, деревца не срубят, маков желтых редчайших рвать не станут. Да. Наверное. Но меня, как говаривал наш общий знакомый Иван Васильевич, терзают смутные сомненья.
И еще работники фонда уверены: будет дорога — не пойдут сюда туристы. Да пойдут! Честно слово, пойдут. Куда они денутся? И, может, даже я сам побываю там, но на машине. Пешком не дойду. Соответственно, одним «экологически ответственным» туристом станет больше.
Пишу и слышу, как меня непримиримые анафеме предают. Не торопитесь. Я всего лишь хочу четко знать: насколько вредной для природы окажется эта дорога? Без кликушества. Без заламывания рук. Без намеков на заграничных инвесторов. Без оправданий ни с того, ни с сего: это не политический и не коммерческий заказ. И даже без гордого названия «национальный парк». Про национальный парк тут начали говорить, когда руду из Саамского карьера добывать стали. И все говорят и говорят…

Игорь Дылёв.

Что говорят ученые (публикуется с сокращениями)
Директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Владимир Маслобоев:
«…В связи с изменением предполагаемых границ национального парка, снижением его проектируемой площади, увеличившейся рекреационной нагрузкой, реализуемыми в непосредственной близости хозяйственными проектами, необходим пересмотр предложенного ранее зонирования. В частности, для компенсации негативного воздействия при строительстве рудника «Партомчорр» необходимо создание заповедной зоны для сохранения редких видов растений и уникальных растительных сообществ на горе Рисчорр и перевале Умбозерский. Необходимо также, например, пересмотреть режим охранной зоны, проектируемого национального парка на северных склонах гор Северный Лявчорр и Валепахк, так как из-за возросшей в последние годы антропогенной нагрузки может исчезнуть одно из крупнейших в Мурманской области зимних скоплений лосей…»

Владимир Жиров, директор Полярно-ботанического сада-института КНЦ РАН:
«…Хибинский горный массив — место высокой концентрации редких видов растений. Район, примыкающий к месторождению Партомчорр, особенно участки к западу от месторождения, имеет особую ценность для сохранения растений, занесенных в Красные книги России и Мурманской области — здесь представлены 15 видов таких растений. Четыре вида нуждаются в мерах охраны особенно: нардия Брейдлера, полушник озерный, мак лапландский и кизильник киноварнокрасный. Причем для них каждый обособленный участок является критическим местом обитания, и его уничтожение повлечет гибель популяции.
Полярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН считает, что для сохранения мест обитания редких биологических видов целесообразно на таких участках ввести ограничения хозяйственной деятельности. Например, буровых, взрывных и горных работ, рубки леса, прокладки дорог и других коммуникаций, повреждения травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового покрова, размещение любых видов отходов и другое».

Что говорят спасатели
К идее создания национального парка в Хибинских горах Юрий Надеждин, начальник поисково-спасательной службы Мурманской области, относится в целом положительно:
Хибины — уникальное место, с особым природным ландшафтом, редкими растениями, занесенными в Красную книгу, — сказал Юрий Владимирович. — Именно этим они и привлекают сюда многих туристов, и их с каждым годом приезжает к нам все больше. Возможно, при создании такого парка туристы относились бы к природе более бережно — не вырубали молодых деревьев, не разводили костров, не оставляли груды мусора. Ведь тогда, на территории нацпарка, был бы контроль, какие-нибудь патрули, кто отвечал бы за сохранность.
А туристов по Хибинам ходит очень много, и с каждым годом все больше. Есть, конечно, периоды межсезонья — поздняя осень, когда еще снега нет, на лыжах не пройдешь, а пешком невозможно, и весна, когда снег уже тает. А в остальное время туристов в горах достаточно.
К примеру, сейчас у нас в службе зарегистрированы 22 группы, всего около 250 человек. Особых проблем они не создают, но бывают, конечно, непредвиденные обстоятельства — человек оступился, сломал ногу или просто получил травму. Поэтому у нас круглосуточно работает база Куэльпорр, которая расположена в центре Хибин и в центре всех туристических маршрутов. Где бы туристы ни находились, им ближе дойти, в случае ЧП, до базы спасателей, нежели в сам город. Что касается развития туризма, то сейчас развиваются не только горные, но и водные, велосипедные направления.

— Что, на Ваш взгляд, важнее — развивать туризм и сохранять природу или развивать промышленное производство, тем самым создавая рабочие места?
— Я думаю, что одно другому не помешает. Туризм в Хибинах будет все равно, начнут строить дорогу или нет.

Что говорят промышленники
Вячеслав Кантор, председатель Координационного совета ОАО «Акрон», финансирующего строительство ГОКа «Олений ручей»:
— Национальный парк создают не экологи, а страна, которая достигла определенного экономического и политического уровня, в том числе благодаря промышленности. Так что национальный парк мы будем создавать вместе, исполняя требования лицензионного соглашения. Производство здесь будет осуществляться самым щадящим для природы способом.
Об экологическом контроле я знаю не понаслышке, ведь когда-то я пришел в «Акрон» именно как исполнитель экологической программы. Поэтому знаю, что говорю, и отвечаю за свои слова. Хорошая дорога не помешает парку, а, наоборот, поможет привлечь большее количество туристов в эту часть Хибин. Разве не для этого создается национальный парк? В Европе есть примеры мирного сосуществования национальных парков и промышленных предприятий.

Что говорят чиновники
Ольга Борисенко, председатель комитета промышленного развития, экологии и природопользования правительства Мурманской области:
— Мы создали рабочую группу, куда вошли представители разных структур, в том числе экологи. За два месяца встречались три раза, обсуждали соседство будущих промышленной дороги и нацпарка. Из четырех возможных вариантов выбрали одну дорогу — ту, о которой сейчас идет спор. На последнем заседании мы решили провести на этом участке экологические изыскания, чтобы знать, как правильно обустроить дорогу с сохранением краснокнижных растений, которые растут на всей территории Хибин.
Скажу честно, прежде я выступала против масштабной вырубки леса. Но после пресс-тура, который был организован СЗФК на прошлой неделе, я убедилась, что новую дорогу никто делать не собирается — планируют обустроить уже существующую, лесную дорогу, которая, как я понимаю, и так уже нарушила природный земельный покров. Разве это плохо, что лесную дорогу заасфальтируют? Ведь для нужд парка дорога тоже будет нужна! Хотя бы для безопасности туристов! Чтобы в случае чего службы спасения могли быстро приехать. Сейчас время пути вездехода к Партомчорру — более пяти часов.

Это интересно(0)(0)

31 Комментарии

  1. Я не робот:

    Знаете, Пташка, сколько претензий было в свое время к «Апатиту»?Уж очень сильно они воду в Имандре гадили, пока не вредрили замкнутый водооборот (или почти замкнутый). А уж сколько пыли по Апатитам с хвостохранилища летало… Что света белого не видно было. И «Оленьим ручьем» не все довольны. Людям к озеру не подойти, грибы не пособирать. Очень трудно быть хорошим для всех. Я думаю, что из выше названных экологических проблем, дорога, о которой идет спор, далеко не самая губительная (в сравнении). Вот почему-то никто не возмущается, что в центре Кировска в сильные морозы стоит жуткая вонь. А это так «Апатит» отогревает вагоны с мазутом. Ау, где экологи? Почему не возмущаются? Раньше они по-другому отогревали, и в центре города сернистым мазутом совсем даже не пахло. Не исключено, что другой вариант строительства дороги сделает совершенно нерентабельным разработку месторождения, потому что есть еще такое понятие, как плечо перевозок. Иной раз, именно этот показатель становтся решающим — есть смысл разрабатывать месторождение, или нет. А про двадцатые годы… Нужно было стране… А что сейчас нужно нашей стране? Если машины все покупаем импортные, на своих ездить не хотят, так далее. Только и можем месторождения разрабатывать, благо, что они у нас есть. А то сидели бы без работы, как страны Блтии, или в гасторбайтеры подались бы, как таджики с узбеками…

  2. Ptashka:

    «Я не робот», а Ваша фамилия, случайно, не Кашулин? Или Дылев? А, может, сам Федоров? Сколько претензий было в свое время к «Апатиту» я знаю, моя семья с 1956 года на Кольском. И разницу между тем, что сейчас нужно нашей стране по сравнению с 60-ми годами я отлично представляю. Не надо заниматься демагогией. Вы что же — приветствуете нарушения законодательства страны отдельно взятой компанией, пользуясь территориальной «удаленностью от царя»? Типа мы тут хозяева, и никто нам не указ? Согласно Закону, СЗФК обязано было запустить Процедуру Общественных слушаний на всех этапах работы. И по поводу этой самой короткой дороги. Они были? Нет. Что должно делать Государство с нарушителями Закона? Далее. Эта самая самозахватная дорога не была предусмотрена Схемой Территориального Планирования. СЗФК запустила Процедуру изменения первоначальной Схемы? Нет. Просто втихаря начала вырубку по маршруту НЕ УТВЕРЖДЕННОЙ дороги. Или что — ВСЯ территория Хибин теперь приватизирована австралийцами пополам с Американцами, которым принадлежит более половины в пакете СЗФК, и законы Российской Федерации им по барабану? Какие-то там Хибины за Полярным кругом, где каждое деревце растет столетие, пока вырастет до приличного размера — это фигня, можно начхать на законодательство Страны, можно заниматься самоуправством тихой сапой? Никаких цифр, показывающих выгоду для Мурманской области именно от дороги через Умбозерский ( в отличие от цифр, если дорога пройдет в обход Хибин) нам не озвучивают, никаких цифр, что получит Государство при разработке Патомчоррского месторождения с дорогой через Умбозерский (в отличие от дороги в обход Хибин) нам также не показывают, вся информация исключительно в виде устных заявлений, нигде нет зафиксированных даже в виде гарантийных писем обязательств СЗФК. А кто страхует профессиональную ответственность этой компании? Если в случае чего окажется, что эта компания занимается только словоблудием и ни одно из своих устных обещаний по природоохранным мероприятиям не выполнит? Кто будет башлять за восстановление Хибин в экологическом смысле? Ллойдс? Сомневаюсь… «После нас хоть потоп»…

  3. Анна:

    На днях я читала дневники Семенова-Тян-Шанского, в том числе про организацию Лапландского заповедника. Это 30-е годы. Там, кроме прочего, он пишет, что жалеет, что Ферсман нашел медно-никелевую руду на Мончетундре и теперь надо срочно двигать границы и кордоны заповедника, потому что там будут строить фабрику. А тундры и тайга очень богаты, в том числе и редкими видами (потери уже тогда были очевидны). Мончегорский комбинат, давно работающий на привозной руде и превративший за полвека богатейшие места в пустыню — не памятник ли нашей экономике? Которая и была и есть — экономика временщиков, уничтожающая ресурсы и попутно — все вокруг. Да, на плато Расвумчорр не приходит весна — прав Визбор — плато уже нет. Думал ли он о таком варианте, когда писал эту песню — навряд ли. Очарование крупного строительства, тонны удобрений для наших полей — вот о чем все думали. А что из этого вышло? и где эти удобрения, где мега-урожаи с наших полей? Хорошо хоть обогащение апатитовой руды не такое токсичное… Может хватит бесконечно наступать на эти грабли?????

  4. Ptashka:

    http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128614 » … было предложено представить проектные материалы с вариантами прохождения проектируемой дороги ВНЕ границ создаваемого парка» . Это официальный сайт Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Так что — будем и дальше говорить о том, что дорога через Умбозерский перевал, которую уже начали прорубать, проходит ВНЕ границ нацпарка «Хибины»?

  5. Ptashka:

    А по поводу слов Вячеслвав Кантора — мне хотелось бы знать, если бы его не связывала лояльность к компании, а спросили бы мнение человека, независимого от бонусов, работающего в фонде wwf, например — как вы считаете, что лучше для природы Хибин — прокладка дороги, рассекающей Национальный парк и тем самым делающей бессмысленным существование нацпарка как такового, или же прокладка дороги для большегрузных Белазов ЗА пределами нацпарка — что бы он ответил? Ну если представить фантастическую ситуацию, что ему зарплату не СЗФК заплатит, а потомки лет эдак через 80? Ведь если все чисто и нет никакого надувательства — то любая крупная страховая компания уже сейчас выдаст полис на страхование как профессиональной ответственности, так и на страхование экологических рисков. Ну и, покажите мне этот полис? Да, страховую частную компанию не надуешь, как госчиновников, навешав лапши на уши в виде словоблудия, там свои денежки считать умеют и просто так их не расфыркивают. Где гарантии, а?

  6. Александр:

    Из личного опыта — московская кольцевая автомобильная дорога, разрезав на протяжении 8 км национальный парк «Лосиный остров» на две части, фактически убила его. Ограждения вдоль трассы, «переходы» для животных оказались совершенно неэффективными, и, пожалуй, бесполезными. Сильнейшая шумовая нагрузка, загазованность, загрязнение «ливнёвки» и смёта с дороги обеспечили довольно быстрое усыхание нескольких тысяч гектаров леса, пресечение миграционных путей животных, фактически разрушение природных экосистем национального парка. Туризм совершенно невозможен в таких условиях, вблизи крупной автодороги. В «Лосином острове» все рекреационные маршруты и зоны отодвинулись на несколько километров от МКАД, особенно после её расширения в конце 90-х годов.
    Хибины и ближнее Подмосковье — совершенно разные условия. Но путь «в никуда» совершенно очевиден и однотипен. И доводы приверженцев строительства автодороги по территории проектируемого парка уж очень знакомы.

  7. Я не робот:

    Вон ваш национальный парк шастает по федеральным трассам и кормится грушами автолюбителей (читайте последний номер и см. фото). А еще медведи ломятся на дачи, разгуливают возле дома ребенка и вообще ходят по улицам, как по лесу. А лисята повадились питаться на Центральном руднике — там их белазисты подкармливают. Есть куча фоток на мобильниках. В общем, если чем и опасна дорога дикой природе, так это халявным пропитанием.

  8. Олег:

    Я не робот, молодец. Ваш пост из той же серии, что и «сам дурак!», когда крыть нечем.

  9. Артемьев Андрей:

    Совершенно правильно ставит вопросы hibinyhelp. Когда построят дорогу по которой будут ездить БАЛАЗы с рудой, нормальный человек на своей легковой машине туда никогда не сунется. Любой автолюбитель знает, каково ехать позади самосвала груженного щебнем. Дорога будет 100% закрытой. Лучше ехать по национальному парку ходить пешком, ехать 50 км на велосипеде или на снегоходе и любоваться природой, чем глотать пыль, слышать рык многотонных грузовиков и наслаждаться воспоминаниями о красоте Хибин. В России можно «протащить» любой проект, когда речь идет о сотнях «ярдов». Кто знает историю промышленного развития Кольской земли знает, с какими нарушениями всех экологиеских норм строились предприятия. Из позиции чиновников становится все ясно, когда прочитаешь мнение Ольги Борисенко-председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования правительства Мурманской области, которая очень резко «повернула свою лошадь», побывав на пресс-туре СЗФК. Так что «прессонуть» могут любого чиновника. Я целиком за создание Национального парка без «трансформеров». Развивать нужно прежде всего туризм. Люди валом хотят ехать из Москвы и Питера в Хибины, да вот беда, сервис подкачал, гостиниц почти нет, на подъемник надо стоять в очередь, билеты на поезд с трудом, если метет, пойти некуда. Вот и едут в Скандинавию, где все на высоте и главное — гармонично с природой.Новые фабрики, рудники, рабочие места должны быть,никто не спорит,но зачем снова пытаться в угоду промышленникам совмещать несовместимое? Сделайте так, чтобы будущее поколение могло жить и отдыхать в Хибинах, а не проклинать тех, кто «закатал в асфальт» заповедную территорию. Только широкое общественное мнение в защиту будущего Национального парка может повлиять на строительство нового «хибинского МКАДа».

  10. Елена:

    Стыдно, господа журналисты, чиновники и проч. … Чтоб вам всем стоять на обочине этой дороги и веки вечные вкушать все 33 удовольствия от неё…

  11. Маша:

    Дорогой «я не робот» наш «национальный парк» потому и шастает по дорогам и груши автолюбительские лопает, что всякие сзфк разрушают его (этого «национального парка») дом, и ничего не остается бедным животным, кроме, как к людским помойкам выползать (есть еще вариант умереть с голоду, но тут у них инстинкт самосохранения мешает). Думаете их этот вариант сильно устраивает?! Уверена, что нет. Так что за все надо платить — из-за нас у них есть нечего и жить негде, поэтому придется смириться с таким соседством. И чем меньше мы будем думать о том, что мы с природой своей делаем, тем больше четвероногих, мохнатый, крылатых и ползающих будет приходить к нам в гости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *