В этом году знаком “Материнская слава” наградили Елену Астахову, жительницу Титана. В семье Астаховых растут семеро детей. Как им живется?
Семь школьников
В квартире Астаховых тепло и уютно. Заметно сразу — дети относятся к маме с большим почтением, как к хорошему другу. Наверное, так и должно быть в счастливой семье.
— Мы с моим мужем Алексеем — ровесники, обоим по тридцать шесть лет, — рассказывает Елена. — Познакомились в церкви в Апатитах, он из Мурманска часто сюда приезжал. Понравились друг другу, поженились и сразу решили, что у нас будет большая семья.
Конечно, было много “доброжелателей”, говорили, мол, “зачем плодить нищету”? Некоторые чиновники, когда мы к ним приходили за помощью, отвечали: “А о чем вы думали, когда рожали?” Но мы ни разу не пожалели о том, что у нас много детей. Сейчас я другой жизни себе даже не представляю.
Поначалу было очень трудно, дети маленькие, пеленки, распашонки, памперсы, но потом все пришло в норму, справлялись самостоятельно. Когда старшие подросли, стали помогать по хозяйству и с младшими. Они до сих пор по-доброму вспоминают стирки, коляски, прогулки…
Все наши ребята — погодки: Люда, Давид, Андрей, Михаил, Алена, Катя и Анастасия. Первый ребенок родился в 1997-м, последний в 2003 году. Все учатся в одной школе. Представляете, сколько мне нужно времени, чтобы побывать на родительском собрании у каждого? Ведь мои дети есть во всех классах школы, кроме седьмого.
Тысяча в подарок
Как же помогает государство семье, которая растит семерых детей?
— Получаем детские пособия, есть субсидия на квартплату, бесплатное школьное питание, но на это могут рассчитывать все, у кого нет прожиточного минимума, а не только многодетные. Наш прожиточный минимум совсем минимальный. Муж работает слесарем по ремонту подвижного состава в ЖДЦ ОАО “Апатит”, оклад небольшой, приходится искать дополнительный заработок. Я тружусь санитаркой в кировской больнице, зарплата более чем скромная.
Особой поддержки от государства не ощущается. Материнский капитал прошел мимо нас — слишком рано родили детей и в государственную программу не попали. Два года назад от губернатора мы получили почетный диплом, но, кроме почестей, он никаких льгот не дает. Знак “Материнская слава” позволит нам каждый год в День семьи получать целую тысячу рублей!
Было время, когда мы хотели переселиться в Среднюю полосу, продали здесь все, купили дом и уехали. Пытались жить на земле и вести свое хозяйство, но это все-таки не наше, мы городские жители. Снова вернулись на Север, но денег от проданного дома хватило только на четырехкомнатную квартиру в Титане. Стоим в очереди на жилье уже четыре года, через год можно будет подавать заявление на улучшение жилищных условий, может, что и получится…
Верят в лучшее
Елена Астахова говорит, что оставила бы работу и занималась бы только домом и детьми, но в таком случае она останется без пенсии.
— Иногда слышу от чиновников, мол, если я сижу дома и не работаю, значит, ничего не делаю, чтобы увеличить достаток семьи, стало быть, в помощи не нуждаюсь, — говорит Елена Анатольевна. — Мало кто понимает, насколько сложно воспитывать семерых детей, разрываться между домом и работой.
Но мы не жалуемся на жизнь, самое лучшее еще впереди! У нас любящий, работящий папа, и мы оба прилагаем все усилия, чтобы дети выросли порядочными людьми. Чтобы они уважали старших и поддерживали младших. Но самое главное — это любовь родителей к детям и детей к родителям, на этом все строится, иначе нельзя.
Мы еще долго разговаривали с Астаховыми, и меня не покидала мысль, что наше государство не очень-то и озабочено проблемой демографии. Во многих странах почет многодетной семье выражают реальной поддержкой: дают бесплатное жилье, субсидии, снижают налоговое бремя. В России словосочетание “многодетная семья” почти синоним слову “малоимущая”. И пока это так, ни о каком демографическом подъеме мечтать не приходится.