Есть места, где избиратели не могут даже на время заполнения бюллетеней для голосования оставаться без надзора.
Тем не менее выбор этих людей остается тайной…
Не упустить из вида
Днем 4 декабря у “жителей” СИЗО-2 случилась дополнительная прогулка — в два часа дня здесь началось голосование. И поскольку учреждение, где проходило голосование, специфическое, то и в процедуре были свои особенности.
Избирательным участком в СИЗО стал небольшой кабинетик. Здесь было все, что и на участках, которые посещают обычные граждане. Приехали два члена избиркома, привезли три пачки бюллетеней, списки избирателей и урну для голосования. Сотрудники СИЗО устроили и подобие кабинки для тайного голосования — установили в углу стол и отгородили его ширмой. Следить за процессом приехали и два наблюдателя от КПРФ и “Единой России”.
Первая особенность голосования в СИЗО-2 — там не все являются избирателями. По закону осужденные граждане, в отношении которых приговор суда вступил в силу, лишены избирательного права. Ну а те, кто таким правом обладал, обеспечили стопроцентную явку. Ведь избирателей на участок приводили под конвоем.
— Отказаться люди могли, но таких не оказалось, — говорит заместитель начальника СИЗО-2 Александр Шабалин.
То ли содержатся здесь люди, имеющие гражданскую позицию, то ли решили, что отказаться от незапланированного выхода из камер глупо. Какая бы ни была мотивация у этих избирателей, но выбор каждый сделал. Причем несколько человек просто перечеркнули бюллетени. Нет, я не подглядывала — уж слишком хорошо был слышен звук ручки, чертившей длинную линию, — кабинет-участок совсем маленький. Кстати, обеспечить тайну голосования
в СИЗО — это еще та задача. Ведь оставлять своих подопечных без присмотра сотрудники изолятора не имеют права. Приходилось ухитряться, стоя практически спиной к избирателю, не упускать его из вида.
Надеются на избранников
— Как вы получали информацию о партиях и кандидатах?
— Я здесь всего четыре дня, — рассказал Валерий. — Поэтому информацию дома читал, в семье обсуждали и партии, и кандидатов, на выборы хотели все вместе идти…
Валерий верит, что его голос может что-то изменить. А от тех, за кого он проголосовал, да и от власти в целом, он ждет помощи и понимания для таких, как он.
— Хочу, чтобы они повернулись лицом к тем, кто освободился, протянули руку помощи, — говорит молодой человек. — У нас же отбывший наказание никому не нужный человек, на работу ему не устроиться. Нужны центры реабилитационные для освободившихся.
Алексей находится в СИЗО-2 уже два месяца.
— Информации о кандидатах у нас много было, — рассказывает он. — Нам и листовки приносили, в библиотеке газеты свежие есть, так что мы про них читали. А еще у нас в камере радио есть. За кого голосовать, каждый выбирал сам, по своим убеждениям. Голосовать надо! Если каждый проголосует, то, наверное, что-то изменится.
В этом году выборы в СИЗО-2 отличались еще и тем, что впервые прямо на рабочем месте голосовали и сотрудники учреждения. Естественно, те, кто в тот день дежурил. Смена в СИЗО 12 часов, и раньше, чтобы одни успели проголосовать, другим приходилось задержаться на работе. Нынче же дежурившим 4 декабря сотрудникам изолятора необходимо было только получить открепительные талоны и сделать свой выбор, не отходя от рабочего места.