История о ребенке, который попал под поезд, взбудоражила и нас, и читателей. Помимо сочувствия, она вызвала недоумение: почему же «Скорая» не принимает вызовы от детей? Мы решили разобраться…
Давно утратил силу
О правилах вызова «Скорой» «ДД» писала не раз, но внимание мы обращали именно на те пункты, которые «работали» в каждом конкретном случае. Так получилось, что пункт «от лиц в нетрезвом состоянии и детей вызовы не принимаются» остался малоизученным. И только на прошлой неделе пришлось обратить на него пристальное внимание.
«Правила вызова скорой медицинской помощи в городе Апатиты» утвердил главный врач Апатитской центральной городской больницы, когда — неизвестно. Правила составляли (кто — непонятно) на основании приказа Министерства здравоохранения РФ №100 от 26 марта 1999 года.
Текст приказа есть на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ (minzdravsoc.ru). Документ содержит утвержденный список приложений. Одно из них, «Положение об организации деятельности отделения скорой помощи», имеет прямое отношение к нашей истории. Если сам приказ — документ действующий, то положение утратило силу 1 января 2005 года!
Впереди планеты всей?
Текст недействующего положения тоже нашелся в сети, и он созвучен местным правилам, но пункта о непринятии вызовов от нетрезвых и детей там нет. Такое открытие сподвигло поискать правила вызова «Скорой» в других городах. Я просмотрела сайты Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Тольятти, Челябинска. Упоминаний про «детские» и «пьяные» вызовы я не нашла нигде. Только на портале правительства Республики Татарстан в разделе «здравоохранение» что-то подобное существует. Там «вызовы от детей при присутствии рядом с ними взрослых принимаются только в исключительных случаях».
В общем, голова пошла кругом, а фантазия подкидывала все новые вопросы. К примеру, каким образом апатитские диспетчеры определяют по голосу возраст позвонившего в «Скорую»? Знаю массу взрослых с детскими голосами, и наоборот. Или — что делать, если со мной что-то случится, а дома, кроме 15-летней дочери, никого нет и бежать ей некуда? И самый, пожалуй, главный вопрос: законны ли эти правила?
Я обратилась с этими вопросами в городскую прокуратуру. И получила ответ — прокуратура направила главному врачу АЦГБ протест.
Не имеют права!
— Эти правила противоречат федеральному законодательству, — говорит Алексей Круглин, заместитель прокурора города. — Порядок оказания скорой медицинской помощи определен приказом Минздравсоцразвития РФ в 2004-м, который вступил в силу 1 января 2005 года. Только этим документом и должно руководствоваться отделение «Скорой помощи».
Согласно приказу, «скорая медицинская помощь оказывается при состояних, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояних и заболеваниях), осуществляется безотлагательно».
— Должностные лица АЦГБ не имеют права определять порядок оказания и правила вызова скорой медпомощи, — продолжает Алексей Владимирович. — Кроме того, они не вправе самостоятельно определять виды заболеваний, при которых возможен вызов бригады «Скорой». Не имеют права и ограничивать круг лиц, имеющих право на вызов такой бригады.
В протесте прокурор города требует у главврача горбольницы правила отменить.
интересно, а тот диспетчер, который этот вызов «принял» сейчас спокойно спит, или во сне кошмары видит?
ведь если б приняла, сейчас бы героем была, и никто б не сказал «ах, от ребёнка вызов приняла такая-сякая»…
ох наша принципиальность :053: