Когда ты приезжаешь в Америку, то не можешь передвигаться иначе как на машине. Потому что расстояния огромные, а автобусных маршрутов очень мало. Водят машины здесь поголовно все начиная с 16 лет, другого выхода нет. Поэтому мне пришлось учиться водить, и сегодня я была на первом уроке.
Смотри в оба!
Практических уроков вождения здесь всего два, по три часа каждый, после чего тебе сразу дают права. Предполагалось, что я после сдачи теоретического экзамена и тренировок с мужем уже имею какой-то опыт.
Инструктор приехал прямо к дому, он оказался веселым и энергичным мужчиной за 60, очень добродушным. Я сразу прониклась к нему доверием и подумала, что сейчас, наконец, я избавлюсь от страха. С самого начала он спросил меня: “Какие есть проблемы?” Я говорю: “У меня страх ездить по дороге со скоростью 40 миль в час”. Он сделал понимающее лицо и сказал:
— Да, я понимаю, ты боишься этих придурков на дороге, но ты знаешь, ты права, кругом одни идиоты! Здесь, в Аризоне, люди абсолютно невежливые и грубые, они не смотрят на дорогу. Это просто детский сад!
Я отвечаю:
— Вы знаете, мне Ваши слова не придают смелости, а даже, скорее, наоборот.
На что он возразил:
— Все, что я хотел этим сказать, — надо быть осторожным и смотреть в оба!
У меня закружилась голова, все задрожало внутри, и я смело пошла за руль.
Страна идиотов?
Мой инструктор заставлял меня разгоняться до 45 миль в час, но не прекращал своих “пугалок”. Он продолжал рассказывать жуткие случаи из своей жизни: как он уже два раза использовал страховку, потому что в него врезались, как машину его жены стукнули сзади… И всю дорогу веселился! Говорил, например:
— Чего ты боишься? Если ты будешь водить со скоростью черепахи, то все вокруг будут тебе сигналить и показывать средний палец, и можешь быть уверена, это тебя будет нервировать и пугать. Поэтому не надо бояться.
Представляете мой когнитивный диссонанс? Я знаю, что кругом все идиоты и надо ехать медленнее и осторожнее, смотреть в оба, не выскочит ли кто из-за угла. Но при этом я должна нестись на большой скорости и быстро реагировать на эти выходки. Это жесть!
У инструктора под сиденьем оказались дополнительные тормоза. Он меня успокоил, что я в безопасности и, если что, он затормозит и будет вертеть руль сам. Это придало мне смелости, и как-то легче стало разгоняться. И я рулила все быстрее.
Вспомнила, как в фильме “Отъявленные мошенники” Стив Мартин сидел за игрушечным рулем с правой стороны и рулил с совершенно идиотской улыбкой. Я себя чувствовала так же — вроде веду машину, хотя все управление у инструктора. Только, в отличие от Стива Мартина, у меня вместо счастья фоном шел ужас: куда я попала, это страна идиотов!
Понимай других
Вообще-то я в шоке от того, что здесь нельзя ехать со скоростью, скажем, километров 20-25 — ползти себе потихоньку по правой полосе. Интересно, в России это разрешено? Я до последнего надеялась поездить хоть чуть-чуть тихонько, но мои надежды не оправдались, инструктор это запретил.
И еще я никак не могла понять: что с происходит с американцами, когда они садятся за руль? Ведь вне машин они выглядят очень доброжелательными, вежливыми и улыбчивыми. Может, они устают за день улыбаться?
Инструктор рассказал:
— Люди здесь совершенно несознательные, за рулем занимаются чем угодно, кроме вождения: кто смс пишет, кто разговаривает по мобильному, кто красится. Люди могут быть пьяными, под наркотой, невыспавшимися… А вон парень на свидание несется, весь в ажиотаже! И поэтому никогда не знаешь, чего от людей ждать. Ты всегда должна быть настороже.
На хайвэе тебя все подсекают без какого-либо поворотного сигнала, несутся, как сумасшедшие, перескакивают с полосы на полосу, правил никто не соблюдает. Один раз даже школьный автобус ехал поперек хайвэя, и я позвонил по телефону, который написан на автобусе, и сказал: “Эта леди в школьном автобусе собирается угробить детей”. И меня очень благодарили.
А еще как-то на хайвэе нарушал правила большой грузовик — подсекал всех. И я опять позвонил по телефону, меня снова очень благодарили. Я был очень доволен собой, ведь все меня благодарили!
В конце концов я была совершенно запугана, меня трясло от страха. Когда мы, наконец, приехали к дому, он констатировал:
— Ты очень пугливая женщина, ты боишься водить!
Я ответила:
— Конечно, ведь я вам это говорила с самого начала.
Он выглядел озадаченным и не мог понять, почему же я не стала более уверенной после урока? Потом немного подумал и произнес с пафосом:
— С практикой ты это преодолеешь. Здесь нельзя быть неуверенной! Надо быть смелой! И не бояться ничего. Надо же понимать людей, у всех семьи, у всех дела, всем надо быстрее домой, и ты должна ехать быстрее.
Курица за рулем
Я вспомнила, как в России лечила свою подругу Ларису от страха на дороге. Этот страх ей внушил… сам инструктор, когда орал на нее во время уроков: “Курица тупоголовая!” Самый большой ее страх, который привел к двум столкновениям, был в том, что, если она ошибется, мужики выйдут из своих машин и тоже начнут орать: “Курица тупоголовая! Купила права и за руль садишься, сидела бы дома, на кухне!” Вероятность этого события ей тоже предсказал инструктор.
Наверное, учителя вождения не догадываются, что когда человек боится, он делает еще больше ошибок. Иногда страх людей парализует или, наоборот, их поведение становится хаотичным, и тогда аварии не избежать.
Итак, мое кросскультурное исследование показало, что русские и американские инструкторы мало чем отличаются по способности запугивать студентов. Отличие может быть только в том, что американские не орут, а запугивают весело и с юморком. Хотя моя выборка невелика, нельзя это утверждать с достоверностью.
Кстати, когда Лариса научилась водить и стала лихачить, то весь мир на дороге разделился на две части. Если кто-то обгонял ее, она кричала: “Камикадзе!”, а если кто-то ехал медленно, она возмущалась: “Тормоз!” Итак, среди “камикадзе” и “тормозов” она вполне успешно адаптировалась в этой среде. Я поняла, что дорога — это особая субкультура, где надо найти свой уникальный путь адаптации, желательно менее стрессовый. Когда кругом “камикадзе” и “тормоза” — это сегрегация, то есть “я хороший, они придурки”. С другой стороны, это можно назвать ассимиляцией — когда ты полностью отбрасываешь свои прошлые ценности и принимаешь ценности новой культуры, например, считаешь всех идиотами, потому что это делают остальные. Идеально, с точки зрения стрессоустойчивости, было бы адаптироваться по типу интеграции в культуру: сохранить свои ценности и принять чужие — “и я хороший, и они тоже”. Посмотрим, какой у меня будет тип, если я вообще осмелюсь когда-то выехать на дорогу.
Вот такой был мой первый урок по вождению в Америке. В понедельник — следующий…
Психолог Татьяна Дьяченко по-прежнему консультирует по скайпу или по электронной почте. Адрес почты: tanya11d@yandex.ru, имя в скайпе astridtatiana.
1.Когда ты приезжаешь в Америку, то не можешь передвигаться иначе как на машине. Потому что расстояния огромные, а автобусных маршрутов очень мало.
Зависит от места проживания и транспортной инфраструктуры города.
Сказать так обо всей стране — это значит быть в полном неведении о других регионах,кроме места проживания.
2.Практических уроков вождения здесь всего два, по три часа каждый, после чего тебе сразу дают права.
Очередная хрень. Количество уроков вождения с инструктором зависит от степени готовности водителя и размера его кошелька. Занятия платные,поэтому люди стараются экономить. А так — бери столько,сколько тебе надо.Все будут только рады.Права «сразу» тебе никто не дает. Не обольщайтесь. Нужно сдать тест на вождение с представителем Department of Motor Vehicles.
3.Вообще-то я в шоке от того, что здесь нельзя ехать со скоростью, скажем, километров 20-25 – ползти себе потихоньку по правой полосе.
Скорость в городских кварталах 30-35 МИЛЬ(!) в час. Переведите это в километры. Вы теорию учили? Кто вам позволит ехать километров 20-25?
4.На хайвэе тебя все подсекают без какого-либо поворотного сигнала, несутся, как сумасшедшие, перескакивают с полосы на полосу, правил никто не соблюдает.Люди могут быть пьяными, под наркотой, невыспавшимися…
Не верю, потому что таких еденицы. В основной массе правила соблюдаят все.
Я с удовольствием прочитала репортаж с места событий от нашей соотечественницы. По-моему очень образно и ярко, я как-будто сама сидела за рулем, хотя водить так и не научилась.У меня до сих пор свежи воспоминания о злобном тоне инструктора по вождению и его окриках и оскорблениях. Надеюсь, что Татьяна получила права, я благодарю ее за статью с элементами психоанализа и желаю ей удачи на дорогах.
А комментарий Ивана меня расстроил — так и повеяло инструкторской агрессией, менторским тоном и мужским превосходством. Уважаемые мужчины — инструктора! Любите своих учеников и прощайте их, не воспитывайте из них злобных карликов на дороге!
Уважаемая Лидия. Иван просто намекнул, что факты,изложенные в статье, не соответствуют действительности.
Уважаемые Иван и МАМА! Спасибо что читаете и пишете! Однако факты изложены совершенно точно в соответствии с той действительностью, которую я видела в штате Аризона. Про другие регионы США я совершенно не осведомлена. Спасибо Ивану,что ликвидировал этот пробел.
Права в Аризоне я получила после второго урока без всякого экзамена. Меня не просили даже сделать параллельную парковку или фигурное вождение или еще что то, кроме как проехать по городу повернуть направо, налево, остановиться перед светофором и перед знаком стоп. Может кому то интересно, что получить права мне стоило: 7 долларов за экзамен по теории и разрешение кататься с человеком имеющим права, 300 долларов за 6 часов уроков по вождению и 25 за сами права. Итого 332 доллара.
Я согласна с Иваном, конечно американские водители значительно отличаются от русских,любящих быструю езду. Здесь все гораздо более вежливые и терпимые, пешеходам всегда уступают дорогу, тенденция ездить по правилам выражена гораздо сильнее, а быть пьяным за рулем — гораздо слабее. Я привела цитаты из речи американского инструктора, а не мое мнение о том, что происходит на дорогах в Америке.
А вообще то статья была на самом деле не о фактах, а о моих переживаниях и страхах, как начинающего автолюбителя. И красной нитью проходила мысль о том, чтобы инструктора не запугивали студентов, потому что это создает дополнительные трудности и снижает безопасность на дорогах.
Уважаемая Лидия, спасибо за защиту и поддержку. Хочу присоединиться к ее выступлению и попросить инструкторов быть более доброжелательными, вдохновляющими и понимающими. Может есть смысл при подготовке инструкторов читать им лекции по психологии обучения?
Занятно, у меня инструктор на вождении, наоборот, сидел молча практически все время, а когда я вместо тормоза жал сцепление, он просто молча жал тормоз на своей стороне. и это все на самом деле изрядно напрягало, я то ожидал что он мне будет говорить что делать и куда рулить, а получилось что я сам катался куда хочу, он только изредка мне подсказывал. и орать и ругаться он походу вобще не умел) может повезло просто)
Здравствуйте!
Я согласна с Татьяной- мне тоже во время учения не хватало позитива и поощрений со стороны инструктора. Регулярные окрики вводили ступор, заставляющий делать ошибки. И это:»ты никогда не научишься водить машину!»-да если бы я хоть чуточку сомневалась в себе, я бы и машину не покупала. Просто у каждого своя скорось обучения, а наорать и страшилок нарассказывать — дело нехитрое — только вот денег своих больше за такое «счастье» ни кому не отдам!А ездить БУДУ.САМА.
Прочитал тут комментарий автора к своей же статье. Ну, что сказать: мастерство автора в том и заключается, чтобы читатель сам увидел,что хотел сказать корреспондент и где тут красная нить. Если бы это вырисовывалось в первоначальном врианте, тогда бы и не нужно было ничего нам объяснять.
Уважаемый ПАПА он же МАМА, он же Иван.По моему мастерство автора неоспоримо и красная нить, которую вы не увидели с первого раза всем остальным очень хорошо видна. Это даже не красная нить, а открытый текст. Я хотя и не автомобилист, но много слышала историй, как инструктора запугивают новичков- водителей. И потом такие запуганые водители выезжают на дорогу, конечно ничего в этом хорошего нет. И я с этим совершенно согласна.
Екатерина.
Спор возник о вождении в Америке и о фактах, не соответствующих действительности. А вы о чем слышали?
Как это я стал «Уважаемый ПАПА он же МАМА, он же Иван»?
Я очень хорошо понимаю чувства Татьяны, так как меня страх совершенно парализует. О чем я не забыла сообщить своему инструктору на первом же занятии. И хотя прошло уже два года, при каждом удобном случае я вспоминаю добрым словом Дресвянникова Александра, который не разу не повысил на меня голос, внушал уверенность в моих силах и если что-то я делала не правильно, спокойно объяснял из раза в раз. Поэтому сейчас на дороге я чувствую себя как рыба в воде и получаю истинное удовольствие от вождения.