Для одних — это увлечение, для других — способ отдохнуть и расслабиться. Но в результате получаются необычайной красоты вещицы — кружево фриволите.
Барская затея
Маленький челночок быстро ныряет и кружит между пальцами Ларисы Антоновой — она показывает мне, как «легко и просто» рождается из ниток кружевная снежинка. Ее движения точны и доведены до автоматизма — больше десяти лет она использует фриволите для релаксации.
— Если сильно устану, вечером сяду на час-полтора за кружево и отдыхаю, — говорит Лариса Павловна. — Это очень хороший способ снять напряжение.
В ее доме все стены увешаны вышивками, на полках — самодельные куклы. Эти увлечения не соперничают с фриволите, скорее они меняют друг друга под настроение.
— На фриволите я впервые обратила внимание еще в 1980 году, — рассказывает Антонова. — В автобусе впереди меня сидела девушка: на коленях разложены схемы, в руках — челноки и нитки. Мне так интересно стало! Но сама я кружевоплетением занялась позднее — пошла учиться к Галине Синице, в Дом творчества.
Первые челноки — самодельные (они до сих пор самые удобные и любимые), первые схемы — из рук в руки. Позднее уже появились специальные книги, сейчас можно все, что угодно, найти в Интернете.
Кружевоплетение, оказывается, очень популярно — в виртуальном пространстве рукодельницы делятся хитростями и секретами. Похоже, время, когда о кружевоплетении только слышали, прошло. Сейчас все чаще элементы фриволите используют как декоративные элементы одежды, интерьера и даже мебели.
Этот вид рукоделия зародился то ли в Италии, то ли в Азии — к единому мнению его знатоки так и не пришли. У народов Востока такое кружевоплетение называется “макук” (макук — челнок, которым плетется кружево фриволите).
В Европе плетеное кружево было особенно модно в XVII веке. Позднее оно стало популярным и в России, пришло туда из Франции, сохранив французское название. Но после октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение назвали «барской затеей» и оно ушло в «подполье», возрождаться стало лишь в 60-е годы.
В чистом виде
Теперь, когда за плечами такой опыт кружевоплетения, Лариса Павловна и сама может «нафантазировать» любую салфетку или воротничок и схему свою составить. Но среди листов старой тетради со схемами и описаниями до сих пор хранит первые свои изделия — малюсенькие образцы разных плетений.
— Это очень экономичное увлечение, — считает Антонова, — нитки и челноки стоят недорого и места мало занимают.
Фриволите — это техника узелкового плетения кружева, и Лариса Павловна использует ее только в «чистом виде» — из-под ее челноков появляются ажурнейшие вещи, составленные из дуг, колец и полуколец.
На основе этой техники уже возникли и другие, еще более декоративные, такие, как анкарс — сочетание нитей, бисера и кабошонов из стекла или камня. Серьги, кулоны и другие украшения в такой технике смотрятся очень изысканно.
Антонова утверждает, что освоить фриволите очень просто — достаточно желания. Так что, если у вас оно есть, приходите 25 декабря в 15 часов в библиотеку-музей на открытие выставки «Всё в ажуре». Лариса Павловна представит свои работы и проведет мастер-класс.