Фестиваль кинодокументалистики и телепрограмм “Северный характер” собрал участников из шести стран. Форум проходил с 16 по 18 ноября. В программе — кинопоказы, общение с мастерами и определение лучших.
Что нас объединяет
Эйвин — капитан корабля. В далекой юности он совершил ошибку — бежал от большой любви. Боль не оставляет сердце моряка много лет. Каждое утро он выходит на палубу и стреляет в солнце.
Так начинается главная картина форума — норвежский “Ярнангер” Поля Якмана. Фильм показали вне конкурса на восьми киноплощадках Мурманска.
— Северные люди закрыты и несловоохотливы, зачастую внутри у них живет тоска, — говорит режиссер. — Чувство “северности” объединяет северян. Оно есть и у вас, и у главного героя.
На мастер-классе “Музыка в кино” Поль открыл несколько секретов. Чтобы передать трагичность сюжета, звук корабля должен был “отдавать металлом”. Создатели с помощью обыкновенных прищепок и струн получили скрежет “что надо”! А один актер никак не мог настроиться на чувствительную сцену. Тогда мужчине показали портрет его дедушки. В итоге эпизод вышел самым ярким в картине и она получилась сильной. “Почему не выдали платочки для слез?!” — шутили журналисты после просмотра.
Свой взгляд на объективность
Номинацию “Документальное кино” выиграл финн Йоонас Неувонен и его “Пятна оленя”. Это история о подростке Янни из городка Рованиеми. Его главная цель — стать обычным. Его мечта — дом, семья, работа пять дней в неделю. Последние пять лет Янни живет наркотиками.
— Ценность человека для нас определяется его проектом жизни, — говорит датский документалист Микаэл Опструп. — А режиссер всегда стремится к невозможному — показать свой взгляд и при этом сохранить объективность.
Команда “Goofycrew” из Кировска подняла вопрос отношений государства и человека. Метод очень необычный. В фильме “Внетелесный опыт Алексея Некрасова” главный герой только что вернулся с того света. Интервью Алексей давал сразу после ужасного падения на сноуборде. Увы, не обошлось без мата. Видимо, потусторонний мир дает на это право.
— Надо включать мозг, пока не поздно, а то будет хуже, — предупредил один из создателей видео Саша Завертайло.
Фильм получил приз “За творческую и экспериментальную работу”.
Ребята из апатитской “Альфа+” привезли четыре ленты. Теплее всех приняли игровую короткометражку “Фантазии осени”. “В фильме красивые поэтические строки, жаль, норвежцам их не перевести!” — сожалели русские зрители.
А чемпионы не смотрели
Невольными свидетелями форума стали российские биатлонисты. На обеде в очереди за котлетами стояли и журналисты, и режиссеры, и олимпийские чемпионы.
— На показах еще не был, ведь целый день тренируемся, — говорит чемпион мира Максим Чудов. — Сейчас нигде нет снега, а в Мурманске он классный. Северяне тепло принимают, впрочем, как всегда.
Ведьмы на самолетах
Россия взяла только одну номинацию — “Короткий репортаж”. Победу одержала Татьяна Чудинова из “ТВ-21” с работой “Таинственный остров Кильдин”. Больше всех наград — три номинации — завоевали норвежцы. Канадцы получили спецприз “За расследование”. Ну а Гран-при уезжает в Швецию.
— Не могу поверить! Я была уверена, что второй раз этого не произойдет, — говорит Гунилла Брески, победитель прошлого фестиваля.
На этот раз победу ей принесли “Ночные ведьмы”. Это реальная история о единственном в мире женском авиаотряде. Пилоты, штурманы, механики и техники — все женщины. У них было десять заповедей, первая из которых гласила: “Гордись тем, что ты женщина”. Редкий зарубежный фильм о войне, который заставил плакать русских зрителей.
После награждения режиссер Поль Якман “включил” вторую натуру и стал музыкантом. Почти все его песни — из “Ярнангера”, а все музыканты одноименной группы — актеры фильма. Норги завели народ, и официальный фуршет превратился в веселый балаган — в пляс пошли самые серьезные дядьки. “Happy end” у киношников не в особом почете, но “Северный характер” закончился именно так!