Чужой город, незнакомые люди, не своя школа, ученики, о которых ничего не знаешь… Дина Морозова довольно легко согласилась участвовать в конкурсе «Учитель года области», готовилась, но перед самым началом испугалась. Однако справилась, и неплохо.
Неожиданность
Номинацию «Дебют» на этом конкурсе ввели впервые — для учителей, чей стаж не превышает трех лет.
Четыре молодых специалиста решились попробовать. В том числе и Дина Александровна Морозова. Она работает в апатитской седьмой школе третий год — преподает информатику. Хотя эта профессия «досталась» ей неожиданно.
— После окончания школы поступила на факультет информатики филиала Костромского университета, — вспоминает Дина, — но даже не догадывалась, что буду педагогом. Это выяснилось на первом собрании — нам объявили, что наш курс готовит преподавателей. Я решила — это даже неплохо.
Дина училась с удовольствием, хотя учеба в филиале имеет свои трудности, но она уверена — если человек хочет учиться, он будет это делать в любых условиях. И очень благодарна преподавателям — полученных знаний вполне хватило для начала работы в школе.
— А ведь удивлялись — зачем нам программирование дают? — улыбается Морозова. — Для чего оно в школе? Оказалось, очень нужная вещь.
В седьмую школу она попала случайно — узнала, что нужен преподаватель, и пришла. Дину взяли на работу, спросили: «Одиннадцатого класса не боишься?» «А чего их бояться?» — подумала Дина. Ей даже интересно было работать со взрослыми детьми. Правда, немного мешало то, что мальчики стали проявлять интерес (разница в возрасте всего пять лет), а девочки — немного ревновать, но потом все привыкли друг к другу. И к концу первого года Дина почувствовала, что может заинтересовать ребят на уроках, да и коллектив ее принял хорошо.
В этом учебном году она работала на всех параллелях и стала классным руководителем десятого класса. Она выбрала их сама — это почти взрослые люди, со своим мнением, часто обоснованным. И для нее одинаково важно — как они успевают и какими людьми они растут. Не все идут на контакт, но Дина их понимает — сама в школе была несколько «отстраненной». И только сейчас учится доверять людям.
Приходится расти
Пожалуй, стремление к самореализации заставило Дину Морозову согласиться участвовать в городском конкурсе «Учитель года» — первой не стала, зато поняла, что такие конкурсы не столько страшны, сколько полезны. Этот опыт добавился к ее победам на конкурсе методических разработок в рамках дистанционной интерактивной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» (призер) и «Лучший ИКТ-урок» (третье место).
— Знаний хватало лишь поначалу, — признается Дина, — а теперь не только учу, но и учусь вместе с ними. Приходится постоянно «расти», чтобы у ребят был интерес к предмету, чтобы самой быть более уверенной.
Дина считает свою школу одной из лучших по оснащенности — работать в таких условиях одно удовольствие. С коллегами из других школ общается на методобъединении, точнее, больше слушает и «мотает на ус».
Когда в гороо ей предложили участвовать в областном конкурсе, согласилась. Хотя пришлось готовиться заново — уровень совсем другой. А приехала в Мурманск и запаниковала.
— Зачем, думаю, согласилась? — говорит Дина. — В общем, нервничала очень. Да еще на защите концепции выступала последняя, всех слушала, анализировала, сравнивала, в итоге — зажалась. Правда, когда члены жюри стали вопросы задавать, поняла, где недоработала, как можно было бы сделать по-другому и что это не так страшно.
Полезные игры
Остальные испытания были практическими. Родительское собрание конкурсанты вели все вместе — в роли родителей выступали члены жюри, педагоги гимназии. Тема был вечная и непростая — «организация школьного питания».
— Очень поучительный этап, — считает Дина, — ведь речь шла о том, что не все дети успевают поесть, кто-то любит всухомятку, еда не всегда бывает горячей. Найти решение этих «мелких» проблем, да еще и в согласии с родителями, — дело трудное. Мы не очень хорошо справились, как сказало жюри — «родители победили».
А вот классный час каждый участник вел сам. Можно было выбрать только возраст детей и предложить пять тем. Тему дети сами выбирали.
— Я узнала, что выбрал десятый класс, который мне достался, за полчаса, — говорит Дина. — Тема как раз по их возрасту — «Как складываются убеждения». У меня была запланирована на этот случай ролевая игра «Да, но…» — мнения «отца» и «сына» по поводу своевременного возвращения домой. А еще коллега предложила провести игру «Два коробка», но оказалось, что быстро найти коробки невозможно — у всех зажигалки. В последний момент решила заменить их чехлами для фотоаппаратов. Двое учеников должны были убедить всех, что именно его чехол не пустой. Было интересно наблюдать, как дети ищут убедительные доводы и пытаются воздействовать на аудиторию.
И еще одно испытание предстояло пережить Дине — учебное занятие в 8-м классе. Она запланировала урок-обобщение по работе в программе Exel. Но уровень знаний детей неизвестен, а позвонить заранее в школу и узнать, какие темы дети прошли, она не решилась. А оказалось, дети вообще не знают эту программу — ее здесь изучают позже. Дине Александровне пришлось быстро перестраиваться. Ситуация усложнялась и тем, что вместо обычных 45 минут у конкурсантов было всего 30 (плюс 10 — на самоанализ) — уложиться трудно. Но недаром же Дина своим педагогическим кредо сделала высказывание: «Вокруг цепи правил всегда должна виться серебряная нить фантазии». Немного фантазии — и она увлекла детей игрой в предпринимателей, ведением финансовой отчетности, подсчетом доходов… У жюри были замечания, а по реакции и разговорам детей Дина поняла — урок им понравился.
— Для меня конкурс тоже стал уроком, — признается учитель. — Первой в номинации «Дебют» я не стала, но по баллам — результат второй. А значит, я достойно представила и свою школу, и город.