Память бесценна, но ценностью стать должна

Апатиты. В течение трех месяцев мастера сувенирного дела будут искать особые смыслы в цвете, форме и назначении своей продукции

В поисках баланса

«ХИБИНЫ ИНАЧЕ» — так называется интенсив, который второй август подряд проходит для творческих людей в Апатитах. Его организатор — Ольга Петрова, эксперт Кольского центра охраны дикой природы и координатор проекта «Северное сияние: женские инициативы для устойчивого развития» в рамках которого все и проходит.

Но что же именно происходит, для кого и зачем?

«ХИБИНЫ ИНАЧЕ»в этом году не просто пленэр, а большой арт-проект, поскольку кроме пленэра и самостоятельной работы в мастерских, он включил большой образовательный блок, который продлится до конца ноября, когда откроется выставка образцов сувенирной продукции под общим названием «Хрупкий мир Хибин»,- рассказывает Ольга.

Но почему мир Хибин — хрупкий?  Это ведь просто горы, зачастую неприветливые и даже опасные…

— Горы, рядом с которыми мы живем и видим каждый день, прекрасны: они суровы, просты и неимоверно притягательны. Такими их чаще всего и можно увидеть на картинах и фотографиях. Но ведь Хибины – это не только горные склоны, но и то, что у нас под ногами. Поэтому пленэр и называется «ХИБИНЫ ИНАЧЕ»:во время экспедиций мы пытаемся помочь мастерам перенастроить оптику, переключиться с глобальных картин на локальный космос, незаметный и неброский, но не менее прекрасный. Большинству людей он мало знаком, хотя именно эти природные объекты создают для человека на Крайнем Севере основу жизни. Наш главный посыл, как участников и организаторов пленэра – показать, как хрупок этот мир, нежен и уязвим.

Участвовать в проекте пришли мастера-сувенирщики, художники, ювелиры, ученые. Почти каждый говорил, что хочет создавать хороший продукт для других, и найти вдохновение – для себя. А для этого им и предоставлена была возможность побыть с единомышленниками в новых для местах, поговорить и поспорить о важном: о творчестве и локальном бизнесе. Многие думают о том, что же предложить в качестве сувенира? Что одновременно будет и товаром с практической пользой, и рассказчиком о местности, и оригинальным, привлекающим внимание предметом, который хочется хранить долго? Как найти такой баланс?..

Зацепить и зацепиться

Эксперт Ольга Петрова и работник Полярно-альпийского ботанического сада Екатерина Копеина, художник Мария Голубцова и владелица творческого центра «АртАрктик.лофт» Лариса Никонова — вот команда, которая позволила мастерам провести несколько дней максимально насыщенно. Представители Кольского научного центре РАН  Евгений Боровичев и Григорий Ильин помогли увидеть им красоту «маленького мира» Хибин, познакомили с их растительными и минеральными сокровищами. Ну а главной задачей для них остается, кажется, недостижимое – создание идеального хибинского сувенира. И вот тут начинаются жаркие дискуссии, зачастую не просто творческого, но и философского характера. Удовлетворить массовый, иногда приземленный, спрос, или воспитать вкус потребителя, предложив нечто высокохудожественное? Учитывать платежеспособность или следовать своей идее, невзирая на стоимость материалов и сложность работы? И кто он, потребитель сувенирной продукции: тот, кто приехал впервые и восхитился? Местный житель, который будет использовать сувенир, как метод популяризации малой родины в других краях? Или тот, кто давно уехал с Севера, но ностальгирует и мечтает владеть хотя бы его «кусочком»?..

Решить все эти вопросы помогала гостья из Перми, живущая в Петрозаводске, Светлана Кольчурина –директор Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО», продюсер и менеджер проектов в сфере актуализации культурного наследия. Сейчас она вместе с коллегами исследует новые возможности ремесел в туристическом секторе, записывает подкасты, руководит консалт-центром для ремесленников. Говорит, что ее задача — вписать их в креативную экономику, а сами ремесла включить в перечень креативных индустрий. Светлана Кольчурина рассказала о том, как можно создать продукт, который расскажет о регионе.

— Важно помнить, что само французское слово «сувенир», то есть «воспоминание», обозначает смысл продукции: она несет на себе знаки и символы территории, где создана, включает культурные и природные коды, повествует о них интересно и достоверно. Но прежде, чем создавать сувениры, необходимо понять, кто вы в большей мере – ремесленник, художник или дизайнер? В чем же разница? Ремесленник работает с традициями и материалом, по большей части аутентичным. Для художников основное — интерпретация на основе собственного взгляда. Работа дизайнеров всегда – по заказу и на основе функции, которая первична, а затем уже эстетики. И сувенир – на стыке всех этих возможностей, при этом он не создает впечатление о месте, а закрепляет его.

Создавая продукцию, мы должны найти смыслы, основанные на социально-культурных кодах территории. Как устроена тут экономика и бытование людей? Каков местный язык? Какой мы видим природу, которая формирует быт, привычки, питание и даже темп жизни людей. При этом у продукции должна быть не только философия, но и бизнес-составляющая: важно не забывать о расходах и доходах, о точках сбыта. Я советую пользоваться местными материалами и быть максимально дальше от техники, напоминающей промышленный способ изготовления.

По мнению Светланы Кольчуриной, которая сегодня активно занимается продвижением мастеров Арктической зоны и Сибири, нашу северную эстетическую экологию она определила бы как «жизнестойкая хрупкость», что-то цепляющееся за жизнь в нечеловеческих условиях.

Вышли из сумрака

Помочь обрести мастерам некое золотое сечение для создания хибинской сувенирной продукции были призваны и другие этапы проекта — прогулка с экспертами в горы, на озеро Длинное на перевале Кукисвум, поездка в «Таинственный лес». И всюду участники пленэра видели не только общее, но подмечали и мелкое, незаметное глазу обывателя: растения, насекомые, минералы – все шло в копилочку, все становилось элементом дизайна. Ну а потом было время, чтобы создать эскизы и показать их друг другу, организаторам и публике. Но главное – окинуть чуть сторонним взглядом, чтобы понять: а куда двигаться в ближайшие три месяца до итоговой черты?

На выставке эскизов, где были представлены и живописные наброски в разной технике, и керамика, и даже заготовки ювелирных украшений, нашлось время для того, чтобы поделиться мнениями и идеями.

Например, ботаническая тема станет основной для Ларисы и Станислава Никоновых на ближайшую осень, также растительный мир привлек и художника Елену Рубину. Кроме того, Лариса рассказала коллегам о производственных мощностях «лофта», в котором есть лазерный гравер, УФ-принтер, и пригласила коллег воспользоваться ими для пробных заготовок продукции.

Юлия Самсонова – будущий геолог, большой любитель гор, испытала настоящее эмоциональное потрясение:

— Я, наверное, впервые рассматривала не камни, а кустики и мхи, очень вдохновилась, а благодаря лекции ЕвгенияБоровичева поняла, насколько наша природа уникальна, насколько все вокруг хрупкое – жаль ступить ногой. Спасибо, вы открыли для меня какой-то новый мир!

Мария Боярчук, ювелир:

— Я шла на пленэр без каких-то особых ожиданий, но не думала, что получу так много разных знаний и впечатлений – творческих, научных, коммерческих. Но самое ценное – это полное творческое погружение, которое редко бывает в обычной жизни, где много отвлекающих факторов. Здесь же сразу появилась масса идей!

Наталья Елизарова, художник:

— Я видела многое в Хибинах, но мало их рисовала – застревала на фазе отдыха от будней. Такой проект – это хороший стимул, чтобы аккумулировать энергию в нужном направлении, создавать рисунки, заранее закладывая в них практический замысел.

Мария Голубцова, художник:

— В этом году у нас сложилась компания местных художников, и это здорово, мы работали на близком нам материале. При этом интенсивно – ты не можешь отвлечься, зато копаешь глубже, формулируешь идеи, которые витали в воздухе и которые теперь должны кристаллизоваться в продукт. Для себя я вижу задачу увязать творческие энергии с конкретным делом, это для меня некий вызов. И хорошо, что есть конкретные сроки – художника это организует.

Екатерина Копеина, представитель Ботсада:

— Мы в Ботаническом саду написали путеводители, создали карты с изображениями редких растений – это тоже туристическая продукция, и теперь я думаю о целом цикле сувениров, который можно было бы реализовать.

Марина Складенко, мастер сувенирного дела:

— Когда художники предоставлены сами себе, они будто без воздуха, а хочется какого-то фейерверка. А иногда и попросту собраться не можешь, или творишь исключительно по наитию — что-то делаешь интуитивно, чувствуешь, что идешь в верном направлении, а интенсивы позволяют классифицировать свои же знания, разложить по папочкам и облегчить к ним доступ.Здесь мы получили  массу знаний, в том числе о философии работы с сувенирами, и теперь я знаю не просто, что я делаю, но и для кого. Поняла, как работать по-новому с акварелью, с керамикой. Появились новые эмоции, впечатления, идеи. Да мы будто вышли на свет все вместе!

— «ХИБИНЫ ИНАЧЕ» — часть большого обучающего проекта, ведь пока человек учится — он движется, развивается и не стареет. Важно и искреннее внутреннее желание перенимать опыт других, преломлять его и использовать, — подводит итог выставке эскизов Ольга Петрова. — При этом копировать чужие идеи не получится – территория другая, реалии иные, даже краски у каждой местности свои. 

Хорошо, что в этом году все участники — северяне, потому что в целом наша работа направлена на поддержку местного малого бизнеса, на его экономическую состоятельность – это одна цель проекта. А вторая – природоохранная, через разъяснения и эмоции, то есть и от головы, и от сердца.

Итогом проекта должна стать творческая идея, которую можно будет «приземлить» в коммерцию, наладить даже производственные процессы – важно, чтобы люди на Севере могли  и художественным трудом зарабатывать на жизнь. А бэкграунд пленэра – знакомство мастеров друг с другом, а затем, возможно, совместные наработки.

Первые зарисовки «с полей» – это, конечно, поток эмоций, попытка ухватить чувства, возникшие после интенсивной творческой деятельности. Впереди — большая работа вместе с экспертами.И, конечно, конкретный результат – трогательный, эффектный, полезный и красивый кусочек Севера, часть нашей с вами жизни в Хибинах. Та самая жизнестойкая хрупкость. Словом, отличный сувенир!

Фото Натальи Черновой и Екатерины Копеиной.

Поделитесь:Share on VK
VK