В давние времена не просто было сааму-бедняку найти себе жену. А уж бедной девушке замуж выйти и того сложнее. Разве какой старик вдовец возьмет бесприданницу – за хозяйством присматривать.
Жила когда-то в Кильдинском погосте бедная девушка. Не было у нее оленей. И подарки своим будущим свекру и свекрови сделать она не могла – не из чего. В то время такой обычай был: подарки родителям жениха каждая саамская девушка сама мастерила. Рукавицы меховые, бисером шитые, мешочки для иголок – свекру, каньги новые – свекрови, рубаху – брату жениха, платок – сестре его. По тому, как невеста вещи эти смастерит да украсит, о ней и судили. А девушка эта самая красивая в погосте была. Полюбил ее молодой саам, и хотя родители не разрешали взять ее в жены, женился на ней. Рассердились старики, прогнали молодых и ни одного оленя им не дали.
Бедно жили молодые. Но были счастливы – любили друг друга. Саам охотой промышлял, девушка рукодельничала, рыбу ловила. Да только родители саама на него по-прежнему сердились. Мечтали они его женить на старухе, у которой большое стадо оленей было. Много подарков они злым нойдам делали, чтобы они молодых разлучили. Нойды за подарки колдовали, да все не помогало.
Стали молодые ждать своего первого ребенка. Пуще прежнего родители рассердились. Зазвали сына к себе, опоили его зельем, и забыл он жену.
Осталась она совсем одна. Все над ее горем в погосте потешаются, никто не жалеет: закон нарушать нельзя. Поплакала она, поплакала да и пошла в лес. «Пусть, – думает, – меня дикие звери съедят».
Бредет она по сугробам, с вараки на вараку переходит, видит след росомахи. «Дай, – думает, – пойду по нему, пусть меня росомаха съест». Долго шла, смотрит – олень, в снег закопанный. Это росомаха часть добычи про запас оставила.
Бедная женщина давно ничего не ела. Развела она костерок, мясо на углях поджарила, поела и спать прямо в сугробе легла. «Будь что будет», – думает.
А росомаха запах костра учуяла и ушла. Проснулась бедная жена. «Дай, – думает, – я себе из снега жилье сделаю и поживу рядом с этим оленем». Она из бедной семьи была, так что много чего делать умела. Построила вежу. Дров насобирала, сняла с оленя остатки шкуры, постель себе сделала. А тут и время родить пришло.
Родились у нее два сына. Надрала она бересты, сплела им короба вместо люлек. Отрезала свои волосы, сильев наплела. Зайцы да куропатки в волосяные силья хорошо ловились! Детей в заячьи шкурки укутала. Потом осмелела – куниц да горностаев ловить стала. А пришла весна – отправилась пешком в Колу. Все, что надо для хозяйства, там на шкурки куниц и горностаев себе выменяла. Вернулась, поставила вежу настоящую и зажила с сыновьями, горя не зная. Такой охотницей стала, много зверя добыть могла, купцы сами к ней за товаром ездили.
Прослышал про это муж ее, вспомнил, какая добрая и красивая жена у него была, приехал, да поздно – не приняла она его. Так с сыновьями в лесу жить и осталась.
Быстро росли парни. Многому их мать учила: и ветры распознавать, и следы зверей в лесу читать, и мастерить все, что семье саамской надо. Выросли братья богатырями. Время подошло, согнули они тонкие деревья в луки, натянули тетиву из жил оленя-дикаря, стрелы из оленьих костей да рогов сделали и стали сами охотиться. А потом и свое стадо оленей у них появилось. Теперь мать уже на охоту не ходила, а дома рукоделием занималась. Такие красивые каньги да койбицы шила, узорами расшивала, что в Коле за них большие деньги платили.
Богато жить стала мать с сыновьями. Много уж лет прошло, а родители мужа все успокоиться не могут. Завидуют они, что одна таких сыновей вырастила. И задумали внуков своих погубить. Разыскали в лесу Адзь – нечисть лесную. Разного добра ей наобещали, если сумеет братьев-богатырей убить. А той, ясное дело, лишь бы горе кому принести. Согласилась Адзь.
Вот как-то раз собрались братья на охоту. Долго шли – нет оленей. Совсем в лесную чащу забрались. Вроде уже и домой пора возвращаться, да вдруг увидели они оленью тропу – такую утоптанную, будто только что стадо по ней прошло. Двинулись братья по тропе, а она на две разделилась. Где оленей искать? Выбрали братья себе по тропке и решили поодиночке счастья попытать. А прежде чем расстаться, воткнули в сосну каждый свой нож и разошлись в разные стороны.
Идет один из братьев, а навстречу ему горностай бежит. Натянул тетиву, смотрит: у горностая детеныш маленький. Пожалел его охотник. А тот и говорит человеческим голосом:
– Пожалел ты меня, охотник. Возьми моего детеныша, пригодится он тебе.
Пошел охотник дальше. Осторожную росомаху встретил. Только ее убить хотел, смотрит: и у росомахи детеныш. Не стал и росомаху убивать. Говорит ему росомаха человеческим голосом:
– Пожалел ты меня, охотник. Возьми моего детеныша, пригодится он тебе.
Пошли они дальше, охотник и два детеныша – горностая и росомахи. Долго шли, встретилась им на тропе медведица с медвежонком. Не стал охотник и медведицу убивать. Отдала она доброму охотнику медвежонка.
Пошли они дальше все вместе и пришли к небольшой веже. Хочет охотник в нее войти, а зверята не пускают, под ноги ему кидаются. Не послушался он, вошел в вежу, а там Адзь сидит, в старушку обратилась. Куделю прядет.
Выронила старушка веретено. Нагнулся охотник поднять его и старушке подать и… в тот же миг окаменел. И звери, что с ним были, в камни превратились.
А другой брат шел по своей тропе долго-долго. Вышел к большому стаду оленей-дикарей. «Вот славная охота будет, – думает. – Надо бы за братом вернуться. Вдвоем мы много оленей добудем». И пошел по тропе назад. Дошел до развилки, вытащил нож брата, смотрит, а нож поржавел. Заспешил охотник: значит, с братом беда.
Бежит он по братовой тропке, видит: горностай плачет. Охотник было лук поднял, да не каждый день плачущего горностая в тундре встретишь. Не стал его убивать. А зверек ему и говорит:
– Возьми меня с собой. Твой брат с моим детенышем в беду попали.
Взял его охотник с собой. Идут они, спешат, а навстречу – росомаха. Говорит она человеческим голосом:
– Возьми меня с собой, мой детеныш с твоим братом в беду попали.
Пошли они дальше вместе. Видят: на тропе медведица их поджидает. Понял охотник, что и медведица с ними на выручку пойдет. «Ну, – думает, – теперь мне ничего не страшно, разные звери мне помогают».
Дошли они до конца тропы. Глядят: вежа стоит, а вокруг нее валуны-камни. Догадались, что это за камни. Открыл охотник дверь вежи. Бросились звери на Адзь и разорвали ее на кусочки. А кусочки эти зашипели, задымились и в черный мох превратились. Стали звери и охотник искать у Адзь живую воду. Горностай, маленький, юркий, ленточкой вытянулся и достал из расщелинки в камельке склянку. Побрызгал из нее охотник на камни – они и ожили.
Пошли все назад. Звери со своими детенышами каждый к своей норе или берлоге вернулся, братья – к матери. А та уже все глаза проглядела, их поджидаючи. Материнское сердце всегда чувствует, когда с детьми беда. И поклялись братья с той поры не расставаться. И на охоту вместе, и в жены себе славных девушек-сестер высватали. И по сей день живут, горя не знают.
Иллюстрация: Ольга Нелидина, 10 лет, ДШИ имени А.С. Розанова, преподаватель Елена Бушманова.