У саамов, как только варака покрасивее или островок какой, обязательно про те места сказка сложена. Так и про заклятую гору эту. Стоит она в Ловозерских тундрах (в наших местах все горы тундрами зовут). И как будто гору эту ножом кто на две половины разрезал, как каравай хлеба. Про нее даже две легенды сложили. В одной вот что сказывают.
Давно это было. Ходила на Кольскую землю чудь. Никакого покоя от нее! А в тот год особенно чудь лютовала. В полон людей не брали: придут, все добро отберут, а людей – и малого, и старого – всех поубивают. Ближние погосты чудь уже разорила, за те, что в лесах и в горах стояли, принялась. Собрались саамы, а победить чудь не могут. Чудь в латы закована, и ружья у нее самострельные. А у
саамов-то лук да стрелы.
Не выдержали саамы и побежали от чуди. Саамы в леса – и чудь в леса, саамы в горы – и чудь в горы. Нет от нее спасения.
Стал народ своих нойдов колдунов просить, чтобы сделали что-нибудь, иначе враг всех перебьет.
Собрались нойды на совет, выбрали самого сильного и говорят:
– Ты колдуй, а мы тебе помогать будем.
Подошли нойды к большому сейду – камню, в котором дух жил: он саамам всегда в охоте да в рыбной ловле помогал. Много таких сейдов по всей Лапландии стоит, и у каждого чуэрвькарт – рога, которые сейдам саамы в жертву приносили, духов замаливали. У некоторых сейдов этих рогов целые горы лежат!
Выбрали нойды самого быстрого оленьего вожака – гирваса, убили его, рога сейду положили, весь камень оленьим жиром намазали, чтобы просьбу выполнил. И колдовать начали.
Один нойд жертвенные рога пошевелил и снежную бурю вызвал. Остановилась чудь, ждет, когда буря утихнет. Стала лагерем. А саамы к горе подошли, и бежать им дальше некуда. С одной стороны чудь лагерем стоит, с другой – гора неприступная.
Подошел к чуэрвькарту старик нойд. Стал жертвенные рога шевелить, заклинания говорить. Вдруг земля дрогнула, и неприступная гора на две половины разломилась. А в ней пусто.
Как будто вежа большая стала. Вошли туда саамы, гора сама собой закрылась. Один человек только снаружи остался. Это был переодетый чудин, он к саамам пробрался, чтобы разведать, что и как. И все слышал, о чем нойд говорил.
Побежал он к главному чудину, рассказал, что видел и слышал. Радуются чудины: «Теперь мы саамов всех разом в этой горе поймаем!». Переждали чудины бурю, пошли к сейду, рога пошевелили, заклинание произнесли. Дрогнула земля, гора на
две половины раскрылась. Вошла в нее чудь, и гора тут же закрылась. Да только саамов там уже не было – старик нойд другое заклинание внутри горы сказал, и все саамы с обратной стороны горы вышли. А этого заклинания чудины не слышали, так они в той горе все и остались.
Правда, была у чудинов в плену одна девушка-саамка. Чудины ее с собой в гору взяли. Стал ее отец просить главного нойда еще раз гору раскрыть, чтобы дочку спасти. Долго нойд не соглашался, но потом уступил. Пошевелил жертвенные рога, произнес заклинание, гора раскрылась да так стоять и осталась.
Много там чуди погибло. И саамская девушка тоже. Всех гора погубила.
Похоронили саамы девушку у той горы, разошлись по родным погостам новую жизнь, без чудинов, начинать. А через ущелье это большая река потекла…
Иллюстрация: Екатерина Яцюк, 11 лет, ДШИ имени Розанова, преподаватель Елена Бушманова.