В стенах поликлиники нет больше доктора Волковой, но все помнят эту необыкновенную женщину, готовую броситься на помощь всему миру. Ушла эпоха доктора Волковой, но она с нами — в памяти, в людях, которых лечила и которых спасала, которым отдавала свой профессионализм, свою душу…
Эти стены дышат Доктором…
Она прошла блестящую школу Первого Московского медицинского института, где тогда преподавали абсолютные светила от медицины. Ученица профессора А.Л. Мясникова, лекции которого она обожала, профессора К.Н. Жемакина, профессора Ю.Ф. Домбровской, профессора В.Х. Василенко, профессора В.Н. Виноградова. Список блистательных фамилий можно продолжать и продолжать! И, конечно же, обучение по учебнику по гнойной хирургии В.Ф. Воино-Ясенецкого, Архиепископа Луки!
Приехав на Север с красным дипломом вскоре после окончания института, эта молодая хрупкая женщина несла на своих плечиках местную медицину, которую она же одновременно и создавала, работая терапевтом, педиатром, лором, акушером-гинекологом, инфекционистом… Перечень можно продолжать и продолжать.
Это была любовь… Любовь к своей профессии, в которую было стопроцентное попадание, любовь к семье, любовь к мужу и любовь мужа. Они были очень красивой, яркой, молодой, гармоничной парой. У них совпали фамилии (оба были Волковы), и они сами абсолютно совпали друг с другом как люди — во взглядах, в философии жизни, в отношении к людям, в любви к Родине. Это была гармония и любовь, и этой гармонии и любви было столько, что ими щедро одаривались пациенты. Ведь Любовь руководит всем. Врач может на секунду приложить трубку к пациенту и сказать «дышите», а может прослушивать каждый сантиметр, потом несколько раз проверять давление на обеих руках…
Бывало и такое — придет человек за справкой для вождения и моментально ее получает. Теперь пациента можно и отпустить, а Доктор, отодвинув все бумаги, говорит: ‘’Ну а теперь рассказывайте, как вы себя чувствуете, на что жалуетесь…’’, и удивленный пациент понимает, что тут-то и начинается таинство, он нужен, о нем заботятся, ему реально хотят помочь, его любят…
Был лежачий пациент. Далеко, в Питере, — взрослые успешные обеспечнные дети, здесь – сиделка, стены, одиночество, никому не нужность… Но когда приходила Доктор, все озарялось ее сиянием. Дабы подбодрить его, она предложила вместе петь, и они пели: «По долинам и по взгорьям…» Потом Доктор надолго ушла в отпуск, а когда вернулась, узнала, что пациента не стало.
Еще одно проявление любви — отношение к коллегам. Верочка, Олечка, Ирочка, Валечка – только так она их называла. И это не было слащавым сюсюканьем, это шло от сердца.
Существует расхожее мнение, что, приходя с работы, нужно все проблемы оставлять за порогом дома. Наверное, это правильно, но только не в случае нашего Доктора. У нее по окончании рабочего дня начинался рабочий вечер — телефонные консультации, горы историй болезней. А уж о тяжелых больных знала и переживала вся ее семья.
Говорят, что врачи, видя много боли и страданий, черствеют, порог сострадания снижается, появляется некий цинизм… Но Доктор, если видела, что пациент не может купить лекарство, очень деликатно, дабы не смутить, не обидеть, как бы виновато, давала ему деньги. Это было не раз, а дома он очень сокрушалась, как тяжело многим людям. При этом зарплата Доктора в лихие девяностые была не средством к существованию, а, скорее, насмешкой. Более чем скромный быт, старенькая мебель, стоптанная от хождения по этажам обувь.
Так и работала Доктор, отдавая любимому делу, любимым пациентам все силы, душу, время. Врач высшей категории, Отличник здравоохранения, Заслуженный врач РФ… Когда она была представлена на Всероссийский конкурс ко Дню медика, куда заявляют кандидатов со всей России, она была там второй в номинации “За верность профессии”. То есть врач номер два по всей необъятной стране!
Она работала до 85 лет… Администрация медучреждения тогда почему- то не проводила ее на очень заслуженный отдых… Речь не идет о пространных спичах и наградах (хотя почему бы и нет, ведь заслуженный человек более полувека отдал медицине) — не было простых теплых слов и небольшого сбора коллектива. Почему? Остается непонятной грустной загадкой… Зато пациенты, встречавшие ее на улице после “ухода” на пенсию, просили: “Вернись, Леонидовна!” Вряд ли есть награда выше этих слов.
К сожалению, нет с нами дорогого любимого Доктора Волковой. Она просияла яркой светлой звездой и продолжает сиять! Она с нами… И, наверное, было бы очень правильно, если бы одна из улиц дорогих ей Апатитов, Почетным гражданином которых она является, носила имя Доктора Волковой…
Любящая семья.