Так вот для чего нужен театр!

Спектакль «Истина в вине», где вина — ощущение, а не напиток, заставил зрителей рукоплескать стоя. И это не метафора

Начну с признания: я не люблю театр. Вернее, я к нему равнодушна. Хотя понимаю, что просто не видела крупных постановок и великих мастеров. К сожалению, почти все антрепризы кажутся мне халтурными, а самодеятельность журналисту критиковать запрещено.
Однако последний месяц заставил меня вспомнить цитату одного из великих: «В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, музой… Есть мнение, что народные театры вытеснят, наконец, театры профессиональные… Неправильно, если актер целый день болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем работала у шлифовального станка!»
Эта мысль, безо всякой иронической подоплеки, пришла мне в голову на очередном любительском спектакле, ведь за месяц до этого я даже написала жалобу на адрес театра профессионального: опять халтуру привезли! Так может, дело и правда в станке?..
Но все это лирика. Вернемся к театру. На днях в Кировске и Апатитах артисты коллектива «Кураж» сыграли премьеру — постановку «Истина в вине». В ее основе — по-хорошему махровая классика, пьеса Островского «Без вины виноватые», сюжет которой в тысяче вариаций повторили сериальные дельцы. «Кураж», однако, пошел каким-то своим, извилистым путем: создал мюзикл, расцветив нежные речевые обороты россиян XIX века эзоповым языком века нынешнего, а именно песнями группы «Би-2». Да еще же были танцы. И фехтование. И декорации. Словом все, как в настоящем театре.
А почему бы нет? Бог с ними, с декорациями и песнями, главное ведь — игра. То самое, неуловимое, чем дышит и живет театр сотни лет, что заставляет зрителя хоть на мгновение забыть о неестественности и притворстве, происходящих у него на глазах. Забыть, и вздохнуть, и заплакать. И, в конце концов, воскликнуть, как другой великий мастер в другой великой пьесе: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»
Обо всем этом я, холодный и равнодушный зритель, который впервые в жизни орал «Браво!» и рукоплескал стоя вместе со всем залом апатитского Дворца культуры, и сообщила Алисе Морской — режиссеру-постановщику, руководителю «Куража» и исполнительнице роли Кручининой.

— Мы были тронуты, когда сегодня люди в зале аплодировали стоя — для актеров это всегда сокровенный момент, высшая степень признательности! — ответила Алиса. — Иногда понимаешь, что зритель с тобой на одной волне, что он переживает вместе с тобой, но с мест людей поднимет только высокий душевный порыв. Чувство, что невозможно усидеть, что готов бежать на сцену и обнимать каждого актера. Мне очень радостно, что мы смогли поделиться с вами частичкой нашей любви к театру сегодня.
Напомню, любительский театр «Кураж» в 1999 году создала Любовь Мотова. Алиса Морская была актрисой в нем 14 лет, затем стала ассистентом режиссера, помрежем.

— Любовь Михайловна меня и научила всему, открыла для меня мир театра, а в 2019 году передала свое детище и уехала в Санкт-Петербург к детям и внукам. Теперь мне очень помогает со сценографией заведующий постановочной частью Евгений Новиков, продолжает воспитывать во мне видение, которое заложила когда-то Любовь Михайловна, да и весь штат кировского ДК очень отзывчив на сотворчество!
Кстати, благодаря мастерицам швейного цеха Кировского ДК, в кратчайшие сроки появились эффектные, черно-красные костюмы для спектакля, а эскизы создала сама режиссер. Все детали нарядов проработаны ради дополнения образа каждого героя: перекошенный жилет неприкаянного Шмаги, черная рубашка Мурова под белым пиджаком, как скрытая черная душа…
Но больше даже чем костюмы, зрителей поразило количество текста, плотность действия — спектакль шел два с половиной часа без антракта! И это при том, что театр полностью самодеятельный, все актеры учатся, работают, а после основных дел бегут на репетиции.

— На постановку у нас уходит примерно один сезон. Творчеству Островского в этом году 200 лет, в прошлом сезоне мне подали идею, что неплохо было бы поставить спектакль по нему, — рассказывает Алиса Морская. — Летом я подбирала пьесу, чтобы она подошла под наш состав, чтобы мы могли ее потянуть с ребятами драматургически, и, конечно, чтобы она нас трогала.
Выбрала «Без вины виноватые», но переживала, что проблема приданого ребятам будет непонятна и неинтересна. И тогда решили уходить в фарс, делая упор на историю о материнской любви. Ребята загорелись идеей, постарались сохранить классические речевые обороты Островского, понять героев и создать их с нуля, найти в себе похожие черты и прожить. Вообще, с артистами мне очень повезло, каждый из них — уникальный, не перестаю удивляться, сколько в них скрыто таланта и самоотдачи и каждый раз задаю вопрос: «Чем я заслужила таких чутких и мыслящих детей?..»
Композиции «Би-2» совершенно случайно легли на весь сюжет, их последний альбом с симфоническим оркестром идеально подошел по смыслу к сюжету Островского, оживил и раскрыл его, а музыка в исполнении «Prague metropolitan orchestra» подчеркнула классичность драматургии. Всю огромную пьесу мы сократили, и с новым звуком сюжет заиграл иными красками. Наверно, в этом и есть сила классики — она не стареет!

На мой вопрос, где было интереснее играть премьеру, в Кировске или Апатитах, Алиса ответила цитатой «Живое повторению не поддается!» Но я, зритель, впервые ощутивший силу этого искусства, очень прошу повторить.

Поделитесь:Share on VK
VK