Вместе и неразрывно — в жизни и в науке

3 апреля – День геолога. Вспоминаем значимые имена

Геологический институт КНЦ РАН отметит профессиональный праздник в этом году традиционной всероссийской Ферсмановской научной сессией, где обсудят вопросы геологии и геофизики, общей и технологической минералогии, геохимии и геохронологии, а также экологии. Несмотря на общее название сессии, ее ежегодно посвящают видным геологам региона, тем, чьими усилиями найдены и поставлены на баланс месторождения и рудопроявления никеля, меди, железа, алюминия, редких металлов, золота, металлов платиновой группы и строительных материалов. Такими выдающимися специалистами были доктора геолого-минералогических наук Игорь Бельков и Ия Батиева, и сессию этого года посвятили 105-летию со дня рождения Игоря Владимировича и 100-летию со дня рождения Ии Дмитриевны. Вспомним некоторые вехи их совместной жизни, которая длилась 42 года, а также работы на Кольской земле.

Игорь Владимирович Бельков всю свою трудовую жизнь – более полувека! — посвятил изучению геологии Кольского полуострова. 25 лет он руководил Геологическим институтом Кольского филиала АН СССР, в котором насчитывалось более 400 сотрудников.
Родился будущий ученый 13 августа 1917 года в Ташкенте, позже семья перебралась в Петроград. Еще школьником юноша проявлял прекрасные способности к рисованию – живопись осталась его увлечением и отдушиной на всю жизнь.
В 1936 году Игорь Бельков поступил в Ленинградский государственный университет, чтобы получить специальность геолога-геохимика. После второго курса, летом 1938, он впервые попал в северную Карелию и на Кольский полуостров – здесь проходила его летняя практика.
«… После Мончегорска, на пароходе переехав через Имандру и проехав немного по ветке железной дороги, попали в Кировск (Хибиногорск). Здесь мы пробыли пять дней. За это время побывали в геологическом музее, ботаническом саду, на апатитовом руднике. Лазили на Кукисвумчорр (1200 м) и собрали редчайшие коллекции минералов Хибин», — писал он отцу.
Результатом этой поездки явились минералогические сборы, из которых были составлены коллекции, единственные в своем роде. По итогам этого сбора Бельков написал самостоятельную работу об измерении и характеристике кристаллов пирита, турмалина, кварца, рутила и других минералов из кальцитовых жил побережья Белого моря. Затем, во время учебы, он еще не раз бывал на Кольском – в Зашейке, Ковдоре, Ёне.
1 июня 1941 ода Игорь Бельков сдает госэкзамены, получает диплом с отличием по специальности геолог-геохимик и вместе с товарищами собирается на Кольскую базу Академии в Хибиногорск (Кировск), где им предложили прекрасные условия работы — аспирантура, длительные отпуска, плюс замечательная библиотека и лаборатории, а также научный рост под руководством крупнейших геологов, в том числе и Александра Евгеньевича Ферсмана.
Однако война перечеркнула планы. Молодого геолога направляют под Ленинград на военный склад боеприпасов, в нестроевую команду из-за болезни, на работу воентехником. Началась блокада, и … «я на своей шкуре испытал все прелести голодовки и убедился, что в жизни нет переживания тяжелей, чем длительный изнурительный голод, когда сам процесс жизни становится в тяжесть и только напряжением воли держишь себя в узде и внешне действуешь нормально, хотя испытываешь полнейший разлад», — писал он родным.
В июле 1943 года Игорь Владимирович был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в ноябре того же года медкомиссия признала его годным к строевой службе, но командование отпускать его не пожелало и он до окончания войны остался в этой части, являясь по сути начальником штаба.
В 1944 году Бельков навещает родной университет — место в аспирантуре Кольской базы за ним сохранено, однако демобилизоваться из армии геологу удалось только в ноябре 1945 года.

А уже летом 1946 года здесь, на Севере, произошла его встреча с будущей супругой и коллегой Ией Батиевой. Она, уроженка Сыктывкара, окончила Карело-Финский университет и приехала трудиться на Кольскую базу АН СССР в 1944 году младшим научным сотрудником. Жила в поселке Кукисвумчорр – именно там после войны в двух деревянных домах и располагалась Кольская база, по разным берегам речки Ворткуэйв, через которую был переброшен мостик. В доме, расположенном на правом берегу находилась дирекция Базы и химико-аналитическая лаборатория. Геологи работали в доме на левом берегу. Удивительно, но познакомились молодые ученые очень прозаично: в автобусе. Затем, вдвоем, они начали сбор материала во время полевых работ, проводили исследования геологических образцов, и уже в 1947 году вышла их первая совместная статья.

В 1949 году молодые геологи зарегистрировали брак, в котором появились сын и дочка. И началась большая, интересная жизнь на Севере! В 1961 году Игорь Бельков становится директором Геологического института, а в 1965 защищает докторскую диссертацию, в качестве которой была предоставлена монография «Кианитовые сланцы свиты кейв». Позже две сотни научных работ Игоря Белькова создали основу для оценки и выбора оптимальных способов освоения уникальных кианитовых и редкометалльных месторождений. Возглавляя в течение четверти века Геологический институт КФАН СССР, Бельков обеспечил высокий уровень развития в нем как традиционных геолого-петрографических и минералогических исследований, так и новых научных направлений – изотопной геохимии, геоэлектрики, глубинного сейсмического зондирования, геотермических и геохимических методов поисков полезных ископаемых, металлогении. Впервые в отечественной науке Игорем Бельковым были выявлены и описаны минералы гадоленит, ризерит и иттриалит. И еще одно важное научное открытие Бельков сделал, работая совместно супругой — ими было открыто редкометальное месторождение Сахарйокский щелочной массив в районе Западных Кейв Кольского полуострова. Практические рекомендации Батиевой и Белькова послужили основой для организации поисково-разведочных работ на редкие металлы в центральной и восточной части Кольского полуострова, в итоге которых была доказана ведущая роль региона в ресурсном потенциале страны по цирконию, ниобию, танталу, иттрию, литию, цезию…
Игорь Бельков получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР, удостоен Ордена Ленина.


Все эти годы рядом с ним трудилась Ия Дмитриевна Батиева, почетный житель города, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Геологического института КФ АН СССР — одна из немногих женщин, чья творческая и личная жизнь неразрывно связана с историей Кольской геологии. Она участвовала в исследовании Ловозерского массива, Кейвской и Канозерской зон. Совместно с Игорем Бельковым ею был открыт Кульйокский щелочной массив, а результаты ее исследований отражены в более чем 90 опубликованных работах, в том числе в семи коллективных монографиях.
После того, как Игорь Владимирович Бельков вышел на пенсию в 1988 году, у него появилось больше свободного времени для живописи – так он стал участником выставок в городах области и в Мурманске, щедро дарил свои картины друзьям и коллегам, его картины есть в зарубежных коллекциях. А в День геолога в институте по традиции устраивались выставки работ самодеятельных художников – Игорь Бельков был одним из наиболее активных организаторов и участников этих выставок. Впоследствии в Кольском филиале АН СССР был организован клуб художников-любителей «Сполохи», первым председателем которого его и избрали. А в 1989 году состоялось два аукциона, на которых было продано около сотни его картин и этюдов. Вырученные за продажу картин деньги были переданы в Апатитский детский дом, на них для детей была организована экскурсия в Ленинград. Было очень трогательно, когда, вернувшись после поездки, девочки из детдома со своей воспитательницей и с букетом цветов пришли благодарить Игоря Владимировича…
Живописью он занимался с весны 1949 года до последних дней жизни — именно у мольберта он отдыхал от дел. Постоянное участие в геологических экспедициях от Европейского севера до Дальнего Востока и Узбекистана, дальние поездки и удивительные встречи, в числе которых — встреча с четой Рерихов в Индии – нашли отражение в его работах.

…И все же он не мыслил себя вне геологии и продолжил свои исследования в редкометалльной минералогии гранитов, вернувшись в институт. А осенью 1989 года его не стало. После кончины Игоря Белькова вышел сборник, посвященный его памяти, в 1990 году был открыт и назван в честь Игоря Владимировича минерал – бельковит, а Музею геологии и минералогии КНЦ РАН присвоено имя ученого: в него он передал более тысячи образцов из личной коллекции. В честь Ии Дмитриевны тоже назван минерал — батиеваит, в 2015 году он утвержден  Международной минералогической ассоциацией (IMA). А еще она посвятила памяти супруга замечательную книгу «Хроника жизни», вышедшую в 2005 году, за два года до ее кончины (здесь мы используем выдержки из этой работы).

К 100-летию Игоря Владимировича Белькова его дочь Валерия и внук Игорь подготовили компьютерный вариант каталога картин геолога. В этой работе им очень помогли друзья- геологи семьи — Татьяна Рундквист и Павел Припачкин. Валерия Белькова презентовала этот каталог на предыдущем мемориальном совещании в 2017 году. Теперь все желающие могут зайти на сайт Геологического института и увидеть картины Игоря Владимировича Белькова по ссылке: http://geoksc.apatity.ru/images/stories/Print/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%98.%D0%92.%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf

Фото из семейного архива предоставила Валерия Игоревна Белькова.

Поделитесь:Share on VK
VK