Кировск — Апатиты. Редкая в наших краях сейсмическая активность взбодрила людей. Почему качаются люстры и чего следует опасаться?
«Да это Сейды саамские на нас разгневались!» — таков был первый комментарий к новости о сейсмическом событии в ночь на 5 марта. Кировчане наутро начали делиться ощущениями: проснулись, испугались, напряглись. Было такое: «Ощутимо в Мончегорске покачало» и даже «Знатно нас в Коашве тряхануло, дом, мебель — ходуном, хорошо, что все быстро закончилось». А сотрудник крупной компании, который в ту ночь находился на службе в непосредственной близости от Коашвы, рассказал: «У нас отвалился кусок подвесного потолка, удар был сильный, звук громкий, потом еще все вибрировало с минуту. Я почувствовал настоящий животный страх, ничем не объяснимый и неконтролируемый…»
Удар под землей
Самой точной и оперативной информацией поделились ученые Кольского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук». По их сообщению 5 марта в 3 часа 13 минут 26 секунд в Хибинском горном массиве произошло ощутимое сейсмическое событие. По результатам оперативной обработки данных региональной сейсмологической сети мониторинга, магнитуда (ML) составила 3.7 единицы, глубина очага приповерхностная — до 500 метров.
Интенсивность колебаний земной поверхности в населенных пунктах Мурманской области в баллах шкалы МСК-64 была отмечена следующая: Коашва (6.5 км от эпицентра) — 5.7 баллов, Кировск (20 км) — 4 балла, Апатиты (33 км) — 3 балла, Мончегорск (60 км) — 2.5 балла, Полярные зори (76 км) — 2 балла, Мурманск (150 км) — 1 балл.
Старожилы припоминают и другие землетрясения — в апреле 1989 года в Хибинах фиксировали толчки с магнитудой 3.8 баллов по шкале Рихтера, в Ревде в 1999 году — с магнитудой 4.0. И любые сейсмические события у нас связывают с таким понятием, как «горный удар» — интенсивное разрушение массива руды или породы, которое сопровождается выбросом большого количество разрушенной горной массы и сейсмическим эффектом. Фокус горного удара расположен очень близко к поверхности земли, поэтому его интенсивность намного выше, чем у естественного землетрясения той же магнитуды. Обычно магнитуда взрывных работ не превышает 1.5 баллов и человеком практически не ощущается.
12-балльная шкала интенсивности землетрясений Медведева — Шпонхойера — Карника (MSK-64) была опубликована в 1964 году. Получила широкое распространение в Европе и СССР.
По ней 1 балл не ощущается человеком, только приборами. 2 балла ощущают в том числе люди на верхних этажах зданий и чуткие домашние животные, 3 балла — ощущение слабое, как от грузовика, едущего по улице. 4 балла — интенсивное, дребежжит посуда и стекла, скрипят двери, большинство людей чувствуют. 5 баллов — довольно сильное, под открытым небом ощущается многими, внутри домов — всеми. Есть общее сотрясение здания, колебание мебели, трещины в оконных стеклах и штукатурке. Спящие просыпаются. 6 баллов — ощущается всеми, многие в испуге выбегают на улицу. Картины падают со стен, отдельные куски штукатурки откалываются…
Горы растут…
«ДД» не раз писала о том, как и почему в наших краях происходят сотрясения земли, пугающие людей. Например, 21 октября 2010 года «потрясло» Кукисвумчорр, да так, что с полок падали книги, сыпалась известка с потолка, а в школьном спортзале сорвалась с потолка люстра. Но домашние животные были спокойны, из чего горожане сделали вывод: просто сильный горный удар. По данным ученых магнитуда сейсмособытия тогда имела показатель 3.2.
В январе 2018 года вновь закачало Кировск, и снова ночью. Звенели стекла, шатался пол. Тогда даже жители Апатитов почувствовали вибрации. А на следующий день событие прокомментировал Анатолий Виноградов, тогда директор Кольского филиала единой геофизической службы РАН. Он рассказывал, что если очаг землетрясения находится не в пространстве рудника, там, где горные работы не ведутся, то именно это явление можно назвать землетрясением. Анатолий Николаевич разъяснял:
«За последние 12 тысяч лет Хибины поднялись на 1200 метров, они растут со скоростью два-три, в некоторых местах пять миллиметров в год. Однако не одновременно. Можно сказать, что Хибины разбиты на отдельные блоки, как тротуар, состоящий из плиток. И каждая плиточка движется со своей скоростью. Естественно, снизу есть какая-то сила, которая подпирает Хибинский массив и заставляет его расти. А теперь представьте, что с одной из плиточек сверху вы начинаете быстро удалять часть породы. И удалили как минимум 1,5 миллиарда тонн за 70 лет. Что будет с плиточкой? Конечно, она начинает двигаться вверх быстрее и обгоняет соседние. Из-за этого края ломаются и крошатся. Следствием этого и является землетрясение. Они регулярно бывают во всех районах мира, где ведется добыча полезных ископаемых».
В целом, если говорить о природных, а не о техногенных явлениях, важно помнить, что сильные сейсмические события происходят преимущественно в зонах, которые разделяют океаны и континенты. Кольский полуостров не относится к основным сейсмоопасным зонам страны и мира. Однако существуют сведения о том, что в древние времена и здесь изрядно потряхивало — такие явления упоминаются в сказаниях о саамах, в письменных свидетельствах монахов Соловецкого монастыря. В топонимах Кандалакшского района значится “Чертова лыжница” — так называют две параллельные глубокие трещины на спуске горы Крестовой. У сейсмологов нет сомнений, что это отметина от землетрясения. Наиболее сильные и частые сейсмические события на территории всей Фенноскандии, в том числе Кольского полуострова и Карелии, были приблизительно 10-11 тысяч лет назад.
…и Солнце влияет
В 2021 году ученые Кольского научного центра поделились с общественностью интересными данными — сотрудники Института проблем промышленной экологии Севера и Полярного геофизического института проанализировали несколько сотен горных ударов на рудниках севера России и предположили, что периодичность возникновения сейсмических явлений связана с солнечной активностью.
Авторы работы использовали данные о горных ударах на рудниках Урала, Норильского рудного узла и Мурманской области с 1947 по 2007 годы, а также показатели солнечной активности, возмущений магнитного поля Земли, наиболее мощных землетрясений с 1900 по 2004 годы и данные нейтронного мониторинга.
При сопоставлении всех показателей получен вывод, что количество горных ударов возрастает на фазах подъема и спада нечетных 11-летних циклов солнечной активности и снижается во время четных циклов, похожим образом ведет себя геомагнитный индекс в полярной области. Прослеживается также 22-летняя периодичность в вариациях числа горных ударов.
Ученые пишут также, что сезонное распределение горных ударов в полярных и средних широтах различается. В полярной зоне максимум ударов приходится на март и октябрь, что совпадает с пиками геомагнитных возмущений. Возможно, они могут вызывать изменения режима существующих напряжений в земной коре и влиять на сейсмичность.
Самый известный механизм, объясняющий влияние магнитного поля Земли на энергию горных пород, — это магнитострикция (сжатие и растяжение пород при изменении магнитного поля). Амплитуда магнитострикции зависит от содержания магнетита. Можно предположить, что с началом горных работ массивы пород приходят в неравновесное состояние и становятся более чувствительными к геомагнитным возмущениям.
Понимать, чтобы не бояться
Но как же быть со страхом? Тем, который охватывает даже самого сильного и сдержанного человека в момент дрожания земли. О психологических особенностях сейсмических событий много пишут издания на Сахалине, на Камчатке и Курилах. Так, например, ГУ МЧС России по Сахалинской области публикует серию просветительских материалов для граждан. Вот что советуют спасатели.
Первое, что точно следует знать, — гораздо легче преодолевают свой естественный страх те люди, которые твердо знают, как себя вести до, во время и после сейсмического события. Бояться не надо, относительно слабые землетрясения (до 5 баллов по шкале Рихтера) не причиняют вреда. Но важно понимать: после первых толчков могут последовать более сильные колебания — афтершоки, которые длятся несколько секунд, расшатывая здания, а затем идут на убыль. Афтершоки могут возникнуть и через несколько минут, часов и даже дней после основного толчка. Иногда они вызывают повреждение или разрушение конструкций зданий, уже ослабленных основным толчком.
Не удивляйтесь, если в момент подземного толчка выйдет из строя электричество или зазвучат сигналы пожарной тревоги, охранной сигнализации или заработает система пожаротушения. Будьте готовы услышать звон бьющегося стекла, трескающихся стен и падающих предметов.
При сильных толчках следует быстро покинуть здание и отойти на открытую площадку, подальше от мостов и линий электропередач, а если времени нет, занять безопасное место в помещении — в проемах несущих стен, в углах комнат, под крепкими столами и кроватями, можно лечь в ванную. Главную опасность представляет падение тяжелых предметов — люстр, полок, холодильников. Нельзя выходить на балкон. Находясь в автомобиле, затормозите подальше от высоких зданий, мостов и эстакад и оставайтесь в салоне до окончания толчков.
Главное — не поддавайтесь панике, старайтесь поддерживать и ободрять детей и тех, кто психологически травмирован происходящим. Не распространяйте слухов.
Отдельно специалисты изучают длительные нарушения психической деятельности людей при землетрясениях. Наиболее глубокий анализ особенностей воздействия сейсмических явлений на здоровье человека был предпринят ташкентскими и московскими медиками в 60-х, после Ташкентского землетрясения. Тогда было выяснено, что во время 12-балльного (по шкале MSK-64) сотрясения земной поверхности, больше половины травм люди получили из-за паники. А также они погибали еще и из-за сердечных приступов в период возникновения даже незначительных афтершоков. Дело в том, что повторные толчки всегда кажутся чем-то необычным, сверхъестественным. Постоянные сотрясения почвы выводят людей из равновесия, и каждый новый подземный толчок представляется верным признаком надвигающейся катастрофы. «Землетрясение — событие, возбуждающее умы, и оно настолько потрясает очевидцев, что они невольно впадают в преувеличение и допускают ошибки…» — писал американский сейсмолог Чарльз Рихтер, автор шкалы магнитуд.
Ташкентские медики, изучая людей, живущих в сейсмоактивной зоне, отмечали прямую зависимость количества сосудистых заболеваний от силы и частоты сейсмических колебаний, а еще — своеобразие клинического течения болезней. Отрицательные эмоции, обусловленные землетрясением и его афтершоками, оказывали сильное влияние на эндокринную систему. Наблюдался своеобразный синдром, называемый медиками «болезнью землетрясения»: во время или вскоре после подземного толчка возникал испуг, появлялось учащенное сердцебиение, похолодание конечностей, дрожь во всем теле, слабость в ногах и даже потеря ориентации и связанности в мышлении…
Как обезопасить себя от таких синдромов? Вероятно, просто понимать, что сейсмическое событие не бывает долгим по времени — оно обязательно закончится.