Редчайшее и охраняемое

Апатиты. Какие цветы в наших краях приближают тепло?

О том, какие цветы первыми зацветают в нашем северном краю и откуда они сюда перебрались, рассказывает ботаник-интродуктор, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Любовь Вирачева. Из прошлого номера «ДД» вы узнали о том, что такое подснежники, а что — пролески, и какие еще цветы относятся к первой волне первоцветов. Переходим ко второй…

А ко второй волне первоцветов ботаники относят семейства Амариллисовых, Лилейных, Первоцветных. Из амариллисовых это, прежде всего, род Нарцисс. Например, нарцисс узколистный: типичный бело-желтый цветок с прекрасным ароматом. У нас в Ботаническом саду он с 1986 года, в Красную книгу СССР был занесен впервые в 1978 году. Нарцисс является не только декоративным, но и лекарственным растением. Авиценна в «Каноне врачебной науки» писал: «Корень нарджиса вытягивает соки из глубины, сушит, очищает и омывает. У его масла те же качества, что и у масла жасмина, но оно слабее… Растертый с медом прикладывают на ожог огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы». Обычно ради лекарственных целей луковицы нарциссов заготавливают в июле. При этом растение ядовито, иногда вызывает аллергические реакции, зуд, крапивницу.
Такой же бело-желтый оттенок имеет нарцисс поэтический, украшающий влажные горные луга и каштановые леса Европы, Италии и Иберийского полуострова. Он появился в Ботаническом саду еще в 1954 году, также является лекарственным и эфиромасличным растением, человеку известен с 1538 года!


Еще одно ранневесеннее растение — кандык сибирский из семейства Лилейных. Как понятно из названия, произрастает он в Южной Сибири и Монголии — во влажных лиственных и хвойных лесах, в лугах и степях, в тундре и в горах. Кандык занесен в Красные книги сибирских областей, Тывы и Хакасии, имеет розово-желтые, отогнутые к стеблю цветки, и активно используется в качестве лекарственного растения — как наружно, так и внутренне. Его луковицы пригодны и для пищи в вареном, сыром, маринованном виде, в том числе как суррогат муки.


Второй вид этого рода — кандык гибридный «Пагода». Он прибыл в Ботанический сад из Минска в 2007 году: растение отличается крупными темно-зелеными листьями и желтыми цветками, чуть напоминающими лилии.

На клумбах северян встречается еще один представитель Лилейных — рябчик камчатский. От этих пурпурных до черноты колокольчиков глаз не отвести! Обычно рябчик растет в лесах и разнотравных лугах, на морских террасах и песках от тундровой до средиземноморской зоны Дальнего Востока, Японии и Северной Америки, например, в Калифорнии. Это лекарственное растение активно используется в китайской, корейской и тибетской медицине. На Камчатке его заготавливают и употребляют в пищу в сыром и отварном виде, а индейцы Аляски называют рябчик «индейским рисом».


Обычно в конце мая-начале июня зацветает очень необычное растение из семейства Барбарисовых — стополист или подофил шеститычинковый. Он растет в горных лесах и на субальпийских лугах Гималаев и Китая до высоты в три тысячи метров над уровнем моря. Его красивые бело-розовые цветы сменяются плодами, похожими по вкусу на барбарис. Стополист весь целиком считается лекарственным, но особенно ценен его корень, который содержит подофиллин — вещество, препятствующее делению клеток, а, следовательно, и росту опухолей.


О времени своего цветения и о близости к сугробам прямо говорят растения семейства первоцветные. Например, первоцвет (примула) прелестный: его декоративные фиолетово-розовые цветы первыми появляются на лугах, скалах, осыпях и у тающих ледников альпийского пояса гор Кавказа и Турции.

Тот же яркий малиновый оттенок имеет первоцвет Делеклюза, приехавший в Ботсад в 1964 году, а в природе он встречается в Доломитовых Альпах, от Восточной Баварии до Вены, на юге Швейцарии, где он произрастает на лугах среди низких злаков, на малоплодородных почвах каменистых склонов и возле снежников на высоте до 2200 метров. На каменистых лужайках и даже на скалах в альпийском поясе Карпат, Татр, Судет, Балкан, Трансильванских Альп и гор Северное Италии можно встретить первоцвет маленький — с 1965 года он есть в Ботаническом саду.


И, наконец, самый редкий представитель не только группы первоцветов, но и вообще одно из редчайших растений мира — примула Бове. Кустики с желтыми закругленными лепестками отлично чувствуют себя в самых неприветливых местах: на скалах и горных вершинах, в пещерах и ущельях, найти их можно на высоте до 2200 метров над уровнем моря. При этом редкость этого растения обусловлено тем, что встречается оно только в одном месте в мире — в районе протектората Святой Екатерины в южном Синае (Египет). В коллекции ПАБСИ он с 2017 года.
Любовь Леонидовна подчеркнула, что все интродуценты на питомниках Сада появились не красоты ради, а чтобы ученые могли узнать, каким образом эти растения поведут себя в непривычных для них климатических условиях. И надо сказать, что первоцветам у нас вполне нравится — им совершенно не нужны теплицы, все они растут и цветут на открытом грунте. Важно помнить, что практически все первоцветы занесены в «Красные книги» разных регионов и являются охраняемыми — не трогайте их и не срывайте!

Фото Оксаны Носатенко, Екатерины Копеиной, из архивов ПАБСИ.

Поделитесь:Share on VK
VK