Апатиты. В Музее-архиве истории изучения и освоения Севера ЦГП КНЦ открылись две выставки: разные и впечатляющие
Во-первых, о главном — Музей-архив расположен в самом центре Апатитов, в двух- этажном здании рядом с МФЦ. Адрес музея — Академгородок, дом 40а, и работает он для посетителей выставок по будням с 14 до 19 часов . Эта информация важна для вас, потому что побывать в музее и увидеть работы двух самобытных северных художников должен каждый культурный человек. И вы, и я.
70-летию известного художника Анатолия Шевнина посвятили его персональную выставку — из собственных фондов музея и из частных коллекций жителей Апатитов и Мурманска. Всего на стенах музея разместили 38 работ, еще часть, те, что расположены в архивах жителей других городов и стран, будет транслироваться с помощью видео.
Мурманский живописец, график и плакатист, член Союза художников России Анатолий Шевнин родился в Мончегорске, получил профессию дизайнера в Ленинградском высшем художественно-производственном училище имени Мухиной. Работал в Мурманской области, в том числе, как оформитель и проектировщик, промышленный график. Именно Шевнин в 1998 году создал проект экспозиционного пространства нового Музея-архива в Апатитах, который был воплощен лишь частично — увидеть макет также можно на выставке. Сотрудничество с КНЦ продолжилось в 2005 году, когда Анатолий Николаевич разрабатывал концепцию постоянно действующей выставки, посвященной истории организации и развития Центра.
Анатолий Шевнин — мастер живописного и графического пейзажа, политического плаката, портрета, натюрморта. При этом, как православный человек, он не раз обращался к библейским сюжетам, бережно интерпретируя их в манере, стремящейся к канонической. А как портретист он создал яркие образов современников — жителей Мурманской области. В 2004 году за серию работ «Север» художник был удостоен премии Губернатора Мурманской области. Его произведения с успехом экспонировались на международных и отечественных выставках различных уровней: начиная от конкурса «Плакат в борьбе за мир» в 1982 году, Международных биеннале плаката в Финляндии и Мексике и заканчивая персональными выставками в Мурманске, Вологде, за рубежом… Рассматривая его работы, понимаешь, почему они так ценятся знатоками: удивительно смелые, искренние, с совершенно особым почерком, с безусловно узнаваемой рукой — в том числе и по колористике, и по способам использования разных техник: тут масло, гуашь, пастель, акварель…
Не только «шевнинская по сути» живопись уникальна, но и сама судьба автора. Однажды наступило время, когда он устал от мира, от людей и выбрал отшельничество. Художник буквально ушел в лес, между речками Лотта и Нотта выстроил зимовье-мастерскую, где писал с натуры, путешествовал по окрестностям, охотился. Там однажды его нашли финские ученые — специалисты по лесу. Очаровались живописью, пригласили в гости, организовали выставку. Жизнь продолжалась, но однажды Анатолий Николаевич обнаружил свою заимку разоренной, изгаженной. Так кто-то из туристов без спросу зашел в чужой дом — без замков, открытый для всех. И художник покинул его навсегда. Вот уже почти десять лет о нем ничего никому не известно…
Но остались картины, бережно хранимые почитателями — приходите увидеть их!
Еще одна особенная выставка называется «Книга Севера» — на ней представлены графические зарисовки Ирины Ситдиковой, члена Союза художников России, лауреата премии Губернатора Мурманской области. Именно к ней чаще всего обращаются местные авторы с предложением проиллюстрировать художественную или научно-популярную прозу. Почему? Да просто Ирина поразительно точно видит суть слов, тонко улавливает авторский замысел и деликатно, не выпячивая собственный талант, передает его на бумаге. Художник становится настоящим соавтором писателя, а найти такого чрезвычайно важно, ведь благодаря иллюстрациям книги расцветают, обретают второй голос, буквально поют прекрасным дуэтом.
Кроме того, Ирина Ситдикова никогда не делает нелепых ошибок, отображая жизнь и обычаи коренного или старожильческого населения Кольского севера: саамов и поморов. Авторы могут довериться: художник будет максимально точен в деталях и деликатен.
На выставке представлены книги, над которыми работала Ирина, например «Кольское застолье» Евгении Пация, «У самого Белого моря. Западное Беломорье в исторических описаниях» Геннадия Александрова, «Терские поморы» Центра охраны дикой природы, «Лесными тропами» Лерия Казакова. Но главное здесь — большое количество графики, которая была использована в качестве иллюстраций и которую теперь, благодаря качественному оформлению, можно внимательно рассмотреть и оценить, как отдельное произведение искусства. Настоящий, наш с вами родной Север, живет в каждом штрихе, в каждой тонкой линии, в каждой фигуре: человека, зверя, птицы. Хотите знать, как видят родину северяне? Приходите посмотреть картины.
Посетить Музей-архив можно и в выходные дни: для этого требуется предварительно согласовать визит по телефону (815 55) 79-255.