«Зачем они оставили тут кучу земли?», «Почему с плиткой все еще возятся — третий месяц!», «Целая улица без света — вечером с работы идешь, страшно ноги переломать!» — все это мы почти каждый день слышим от друзей, проживающих на улице Дзержинского. Она очень длинная, на ней расположено максимальное количество городских домов, а потому и друзей там живет множество.
Воскресным вечером, когда стемнело, я прошлась по пешеходной части Дзержинского. Действительно, темно — некоторые передвигались с фонариками. Яму рядом с переходом у бывшего «Полюса» народ преодолевает быстро, умело, некоторые скачут в нее даже с колясками. Чисто поле из сырой земли — по другую сторону пешеходного перехода, а до «Виты» дойти можно только по щебню. Так себе, конечно, прогулочка.
На прошлых выходных тут побывал губернатор области. Задавал вопросы, отчего, мол, работа идет медленней положенного? И обещал держать ситуацию под личным контролем.
А как здорово все начиналось! 11 сентября 2020 года заголовком «Да будет красота!» мы открыли очередной печатный номер «ДД» и подробно рассказали о предстоящем благоустройстве улицы Дзержинского, старт которому был дан в 2019-м, когда городская администрация начала готовить проект для участия во всероссийском конкурсе комфортной городской среды. Победа в нем означала получение целевого финансирования на конкретные работы.
В марте 2020 года стало известно, что апатитский проект не дошел до полуфинала. Но руки никто не опустил: исправили замечания, доработали проект и вновь заявили его на конкурс. И, невзирая на то, что он стал втрое «дороже», в сентябре 2020 года проект победил в категории “Малые города с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек”.
Затем началась подготовительная работа: проведение конкурса на выбор подрядчика, заключение контракта. Он был подписан в январе 2021 года, стоимость была указана в 113 миллионов рублей. Причем выигранных на всероссийском конкурсе средств хватило не на всю улицу, а только на ее часть — от пересечений с улицей Ферсмана до Космонавтов.
И тут, как у Ильфа и Петрова, пошли на «смычку» — начали ремонт с двух сторон, навстречу друг другу. На часть улицы Дзержинского от Пушкина до бывшей «Виты» финансирование было выделено по федеральному нацпроекту «Жилье и городская среда» с участием областной и городской программ благоустройства. Часть от Ферсмана до Космонавтов ремонтируют на «конкурсные» деньги. А неприятно знаменитый алко-пятачок рядом с торговым центром «Ангелина» вообще трогать не стали — он пока олицетворяет былое, то, с чем, сплотившись, мы еще будем бороться.
Таким образом, «нацпроектная» часть улицы Дзержинского к сентябрю была почти полностью готова: тут ровный асфальт, разметка для пешеходов и велосипедистов, на облысевших после раскопок местах ровненько высажены кустики спиреи. Правда, есть еще участки, где разбросан щебень и разложен чернозем, но это — подготовка для будущей установки «малых форм»: лавочек и урн. Все до зимы обещают доделать.
Значительно хуже дела на «конкурсной» части улицы. Двухцветная плитка уложена только в ее начале, частями. Но не будем забывать, что до старта реконструкции тут шла масштабная смена коммуникаций — трубы меняли «Апатитыводоканал» и «Апатитыэнерго», всего 1287 метров. Кроме того, подрядчик столкнулся с серьезными задержками в производстве и поставках стройматериалов из других регионов страны. Однако по плану все работы должны окончиться 30 сентября 2021 года. Если этого не произойдет, то за срыв сроков сдачи объекта к подрядчику будут применены штрафные санкции.
Кстати, кроме пешеходных дорожек, на Дзержинского должны появиться еще несколько развлекательных площадок. Две, для маленьких детей, — напротив школы №15, с плитами из резиновой крошки. Ближе к бывшему магазину «Арктика» — площадка для воркаута, а возле бывшего магазина «Охота», где пока вытоптанный земляной пустырь, — для развлекательных мероприятий.
И, наконец, новости про свет. Освещение улицы Дзержинского по плану должно быть необычным — разноцветным и энергоэффективным. Пока же, начиная с понедельника, тут монтируют временное освещение именно для того, чтобы обеспечить гражданам безопасность передвижения. Не думайте, что таким оно здесь и останется — рано или поздно на «трех дорожках» будет куда ярче и уютнее, а все неудобства забудем, как страшный сон.