«Кровавые истории», рассказанные у костра,

или Как Ферсман супер-бренд случайно изобрел

«А вот этот прекрасный камень называется эвдиалит, или, иначе, «лопарская кровь. С этим связана захватывающая легенда про то, как коренное население страдало от захватчиков…», — все это мы слышали вначале на школьных экскурсиях, потом рассказывали сами гостям из других городов. Эвдиалитов у нас было множество – да почти в каждом доме Апатитов, там, где есть хотя бы минимальный интерес к местной геологии и обычаям! Стоял себе камушек на полочке, демонстрируя бордовые вкрапления, напоминая, как страдал маленький, но гордый народ. А откуда вообще взялась эта «лопарская кровь», задумалась я и пошла по ссылкам.

Первое, что мне посоветовали перечитать знатоки, это книгу Александра Ферсмана «Воспоминания о камне». Известно, что академик, профессор, специалист по минералогии, кристаллографии и геохимии обладал и талантом очеркиста. И вот в сборнике небольших рассказов, переиздания 1974 года, вижу заголовок «Саамская кровь» — да-да, именно так, хотя, как отмечает Ферсман, его источник, Анна Кобелева называла свой народ «лопь», что отвечает скандинавскому «lapp», то есть «конец» или «край». Кстати, именно такой корень имеет великий труд Иоханеса Шеффера «Лаппония, или Новое и вернейшее описание страны лопарей и самого лопарского народа, в котором излагается многое еще никому неведомое о его происхождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе, животных и металлах, встречающихся в Лапландии, с приложением подробных к тому рисунков»», в котором он впервые, по заказу шведских властей и ученой коллегии по истории Академии Уппсалы описал традиции и обычаи саами в 1674 году на латинском языке.


Александр Ферсман встретился с Анной Кобелевой в 1923 году в одной из своих экспедиций в Хибины. Вот как описывает он этот момент:
«Солнце начинает безжалостно пригревать, какая-то усталость гнетет все тело – очевидно, простудился в дороге… Иду как-то неуверенно, утомленно… а на том берегу стоит сама Аннушка, машет руками и готовится к переправе.

— Заждалась я второй день, уж чего случилось?…

— Я, видишь, немного заболел дорогой, пойдем скорее в вежу и попьем горячего чая…

Меня сильно знобило, и я лег у огня, поджидая кипяток…

— Вот, попей чайку и закуси рыбкой что я тебе на палочке по-лопски зажарила, а потом, пока не заснешь, я тебе буду рассказывать наши лопские сказки».

Так, у костра, «засыпаю под ее путанный рассказ» — отмечает Ферсман. Тем не менее, в очерке он приводит слова Анны так, как запомнилось.

Вот и легенда:

«Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали – шветы, а мы лопь были, как лопь – голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм – некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой – большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявре и Умбозере. И пошли они настоящей войной – кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит – так не было десяти наших и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хИбины; налево ударит – так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах – это, верь, и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов».

А далее в сказке Аннушки старики осерчали, спрятались в тальнике, обложили со всех сторон шведов и не дали ни к озеру спуститься ни по тундрам уйти. «…Так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву – это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый… только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили…»

А заканчивает очерк «Саамская кровь» Александр Ферсман однозначным выводом: «Но нас интересовал не Куйва, а рассеянные в тундре капли саамской крови, того замечательного красного камня Хибинских и Ловозерских тундр, имя которому эвдиалит. И нет ему равного во всем пире, как нет ничего дороже кровь человеческой пролитой за свободу и жизнь».

Интересно, что в примечаниях к книге академик честно добавляет, что в разговоре с Анной Кобелевой, «Кажется я сам ей подсказал связь разбрызгиваемой крови с красным минералом, хотя имеется и другое саамское сказание – гибель Чудэ-Чуэрвя, предводителя «злой чуди», где «из его колена кровь капала, и там, где упала кровь, стали красные камни». Кстати, чудью на древнерусском языке называли большую группу народностей прибалтийской-финской группы, а саами – вообще всех своих врагов.


Еще один вариант появления «лопарской крови» был опубликован в 1936 году в газете «Кировский рабочий» — заметка В. Котельникова называла «Куйва». В ней приводятся слова саами Ивана Галкина, в сказке которого «…был среди саами молодой силач Ляйне. Собрал он оставшихся саами с обеих стоянок и решили они отомстить шведам. А шведы беззаботно пьянствовали на острове. Видно было, как горят костры. К ночи, когда заснули шведы, Ляйне со своим отрядом напал на них. Одним ударом кулака Ляйне убивал по пять человек и приговаривал: «Знайте саамскую силу!». Только Куйва сумел бежать. Бросив шкатулку с золотом, Куйва переплыл озеро и полез на гору. Начался рассвет, выглянуло солнце. Не найдя Куйвы, Ляйне бросился за ним и начал его разыскивать. Увидев Куйву на скале, Ляйне двумя стрелами убил его. Тут и окаменел Куйва. А кровь саами разлилась по тундре и застыла в виде красного камня, который вы называете эвдиалитом».
Ну как тут не вспомнить знаменитую историю, как десяток лет назад брендом Апатитов городские власти почему-то решили назначить «проклятого» Куйву! Не читали, видимо, книжку Ферсмана, не знали легенд про этого злобного врага народа и по сути дела – просто шведа.

— Конечно, Ферсман переработал сказание Аннушки и, вероятно, неожиданно для себя изобрел настоящий бренд Хибин, назвав эвдиалит саамской или лопарской кровью, — комментирует эту историю заслуженный работник культуры РФ, сотрудник Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Евгения Пация. — Во-первых саамы все свои сюжеты прекрасно знают и помнят, рассказывают их своей молодежи и детям, хотя и в разных вариантах. А сюжет и смысл этой сказки про эвдиалит у них совершенно иной: саами победили недруга и именно его кровь – нечистая и поганая – разбрызгана по тундре. А врагами они считали всех, кто пришел на их исконные земли: чудь, «швета», «немца», «панов»…
Этот сюжет, кстати, можно найти в книге «Саамские сказки», под редакцией доктора филологических наук Георгия Керта. Составитель этого сборника Евгения Пация приводит 173 сказания саами, собранных из разных источников. Например, в сказке «Каменный остров», девушка-шведка, потеряв всех своих воинов, села на камешек, пробила себе грудь мечом, кровь хлынула на камень, с тех пор он и остался красным…


Но вернемся в сегодняшнее время и спросим апатитских геологов – что же это вообще такое, эвдиалит? В очерке Ферсман определяет его как красный камень, который «является чрезвычайно ценной рудой, из которой выплавляется цирконий; применяется в металлургии». Это название произошло от древнегреческого «хорошо растворимый», потому что минерал растворяется в любой кислоте, кроме соляной. Как разъяснили сотрудники Геологического института КНЦ РАН, часто встречается в ассоциации с полевым шпатом, эгирином или арфведсонитом.
За рубежом месторождение эвдиалитов расположено в Гренландии. А на Кольском полуострове месторождения эвдиалита расположено в Ловозерском массиве. Именно они могут стать основным источником ряда редких металлов — циркония, гафния, ниобия, тантала, — и редкоземельных элементов. При этом эвдиалиты имеют преимущество по количеству и составу редкоземельных металлов относительно ловозерского лопарита и хибинского апатита. Кроме того, есть ряд рудопроявлений эвдиалита в Хибинах – в районе апатитового месторождения Ньоркпахк, на горах Поачвумчорр, Тахтарвумчорр и других.
Сложный состав эвдиалитовых руд, включающий эвдиалит, полевой шпат, лопарит, мурманит, ловозерит, нефелин и эгирин позволяет получать, помимо концентратов эвдиалита и лопарита, также мурманит-ловозеритовый, эгириновый и нефелин-полевошпатовый концентраты, представляющие собой потенциально перспективные товарные продукты.
Эвдиалитовый концентрат, помимо источника редких элементов, может быть использован в качестве нетрадиционного редкометально-керамического сырья, включая специальные материалы для сверхпроводников. Специфика химического состава эвдиалита и его легкоплавкость позволяют применять его промышленно в производствах эмалей, глазурей и стекол, теплоизоляционных покрытий, химически стойкого волокна, для модифицирования чугунов и сталей, получения специальных сплавов и электродов. Эгириновый концентрат, получаемый из эвдиалитовых руд, перспективен для получения атмосферностойких минеральных пигментных наполнителей, а гафний необходим для атомной и металлургической промышленности.
В числе разнообразных примесей, которые могут входить в состав минерала, обнаружились и радиоактивные элементы, такие как торий и уран. Впрочем, по сравнению с другими источниками редкоземельных металлов, например ловозерским лопаритом, эвдиалит отличается низким содержанием радиоактивного тория и урана в руде.
Интересно, кстати, что саами никогда в районах залежей эвдиалита не пасут оленей, не селятся в тех краях и ягод не собирают.

— Они очень хорошо чувствуют свою природу, у них не утрачено естественное мироощущение – где лучше, где благоприятнее? А эти места они избегают, потому что там нечистая кровь врагов, — подытоживает Евгения Яковлевна.
А может быть, они все-таки чувствуют, что не совсем «здоровый» этот камень для человека? Это, как говорится, уже совсем другая история…

Поделитесь:Share on VK
VK