Апатиты. Горожане целую неделю создают собственный арт-объект – о памяти и любви
…Я вижу здесь, в зале «Ковчега» на Московской, знакомые лица, и знаю – это люди, на которых многое держится, некий типичный срез апатитской активисткой жизни: сплошные женщины, уже пенсионерки, но полные сил физических и ментальных, рукодельницы, дачницы, интеллигенция. Говорят живо, без стеснения, идеи предлагают смелые, готовы взять в руки любой инструмент и решительно действовать. Так стартовал проект «Вспомни город». Ничего похожего ранее у нас не происходило.
Вообще-то, «Вспомни город» правильно называть резиденция. Все просто: хотя участники ее — местные жители, но и для них предполагается мощное погружение и включение в работу, семь дней по несколько часов непрерывного творческого поиска.
Этот проект уже обкатан в Перми, и именно оттуда к нам прибыли педагоги Анастасия Шипицина и Светлана Лучникова, художники Оксана Кальченко и Александр Агафонов. Первые пару дней отведены на знакомство и изучение примеров того, как современные художники работают с городским пространством. Еще два дня — на проектирование. Именно в этот момент горожане поделятся личными историями, связанными с Апатитами, на основе которых и будут придуманы объекты для городской среды. А 8 августа состоится презентация для широкого круга зрителей, в течение которой авторы проведут экскурсию по готовым объектам. Причем, попробовать себя они смогут в разных ролях: художника, куратора или экскурсовода.
Чтобы быстрее познакомиться и настроиться на созидание, участники проекта из обычного белого листа бумаги создали небольшой объект – одновременно и собственный портрет, и отображение ожиданий от совместного творчества. Интересно было слышать почти от каждого человека мечты и планы «сделать что-то хорошее для города, облагородить его», а то и «оставить память о значимых людях, которые уже ушли из жизни». Любопытным кажется мнение, что когда искусство идет в малые города, вокруг сразу же появляются «новые люди, новые энергии и новые веяния».
Гости города рассказали интересную историю о том, как промышленная, суровая, миллионная Пермь внезапно для самой себя была объявлена «культурной столицей Европы» — именно на этом настаивал тогдашний губернатор края. И дело неожиданно пошло – открылся музей, начались перформансы, выставки, фестивали, театрализованные выступления, появились уличные арт-объекты. Однако тогда же организаторы новых пространств столкнулись со сложностями:
— Современное искусство зачастую неоднозначно, провокационно, — рассказывает куратор образовательный проектов в музее современной искусств «PERMM» Анастасия Шипицина. – А поскольку жителей Перми никто и не спросил, нужно ли оно им, люди вначале опешили, потом возмутились, а следом кое-что и разрушили. Было, так сказать, некоторое противостояние к новой культурной повестке.
Активность на ниве совриска продолжалась четыре года, а потом… Сменился губернатор и ситуация кардинально изменилась. И здесь нужно отдать должное настойчивости пермяков – они подумали, сменили парадигму и встали плечом к плечу: с местными и с местом.
— Теперь мы активно прорабатываем два направления, — рассказывает Настя. – Это проекты и выставки современных пермских художников, а также выставки российских и зарубежных художников, посвященные Перми.
Музей, кстати, хоть и переехал в другое здание, но сохранился. В нем три этажа, где постоянно проходят выставки, в том числе, про локальный контекст, например, заводы, с помощью новых, неожиданных подходов (можно ведь рассказывать о заводах с помощью запахов и звуков!), а также создано множество интерактивных программ, как для подростков, так и для людей старшего возраста. Одна из них — Ирина Белева. Ей немного за 60, она уже шесть лет участвует в проекте «Музей без возраста» и ее в качестве амбассадора пермяки захватили в путешествие на Кольский полуостров.
— Я всю жизнь работала геофизиком в геологоразведочной экспедиции, — рассказывает Ирина. — Потом геология у нас заглохла, я ушла на пенсию и буквально в том же месяце увидела объявление, что музей приглашает людей старшего возраста. Было очень интересно: с нами занималась искусствовед, были практические занятия – от рисунка и лепки до йоги. Мы придумывали и создавали, например, выставки кукол, оставшихся от бабушек, картины из семечек и других продуктов, посвященные вкусовым ощущениям, а однажды на старых домашних разделочных досках написали автопортреты. Был и перформанс под названием «По дороге домой» — мы разложили в зале три булки свежего хлеба, и каждый посетитель выставки мог оторвать себе кусочек. Однажды по-дизайнерски оклеивали остановки транспорта вместо объявлений и реклам плакатами с историей о том, почему каждая из остановок так называется, какое рядом интересное место. Были у нас проекты «Общий двор», «Секретный сад» и «Вспомни город» — такой, что идет теперь в Апатитах.
Почему я занялась этим? Понимаете, я хоть и активный человек, но все же чувствую, как тело стареет. Но еще ужаснее, если стареет голова. Важно сохранять ясность ума и бодрость духа, а когда ты вникаешь во что-то новое, пытаешься понять современное, это тебя удерживает внутри реальности. И этот проект помогает взбодрить людей и творчески им проявиться, выйти из кругового движения жизни, а заодно и для города что-то сделать. Глобально я жду, что люди проявят свою способность принимать современное искусство, даже не понимая его.
Ольга Широкоступ, главный куратор центра современного искусства «Сияние» в Апатитах, рассказывает, что название «Вспомним город» отражает идею о том, что у каждого жителя, юного или в возрасте, есть собственное ощущение города и воспоминания, связанные с ним: о значимых разговорах, о переломных, важных моментах – грустных или радостных. Все их город хранит, а когда ты в нем находишься, то можешь эту память для себя распаковать. Поэтому было бы интересно найти объединяющую метафору, а для этого…
— Пройдет неделя напряженной групповой работы, участницы с музейными педагогами и художниками придумают и проработают арт-объекты, потом разделятся на две команды и займутся их воплощением, – рассказывает Ольга. – При этом места для размещения выберут сами авторы.
Интересно, что для работы будут взяты материалы, которые какое-то время смогут прожить на улице, например, пластиковые крышечки или ненужные отрезы тканей, вышедшая из употребления одежда. Так, Оксана Кальченко вдохновлялась мозаиками, а Александр Агафонов – возможностями текстильных полотен. Для него важно отобразить город, как коллаж, как лоскутное одеяло. Идея состоит в том, что Апатиты – город, что строился «на вырост», а спустя годы превратился в «руины несбывшихся надежд». Но одновременно эти «руины» могут быть возможностями для творческого отображения чувств людей, которые строили город. Александр мечтает найти и использовать для проекта какое-то сооружение, недострой, заметный, но безопасный, который может быть украшен тканью, подчеркнув в том числе, что Апатиты отличаются высокой культурой шитья и рукоделия.
— Современное уличное искусство — это вовсе не обязательно нечто монументальное, на века. Чаще это моментальный слепок реальности, — поясняет Ольга. — Искусство может быть временным, эфемерным, но факт его появления запускает какие-то разговоры, размышления, привлекает внимание, а следом, зачастую, и дополнительное благоустройство местности.
Да, мы стараемся работать с перерабатываемым материалом. Например, все мы видим в палисадниках выкрашенные покрышки в виде лебедей, которые выглядят не всегда уместно, однако отражают тягу человека любым доступным способом украсить место проживания. А мы — за то, чтобы перерабатываемые материалы получали вторую жизнь.
Ольга отмечает, что в Апатитах она и ее коллеги не встречают зашоренности, что люди тут особые — с открытым взглядом и сердцем, с уважительным отношением даже к самым неоднозначным творческим проявлениям, и с хорошим, заинтересованным любопытством. Она очень надеется на сотрудничество как с партнерами из других регионов, так и с апатитскими объектами культуры — библиотеками, молодежным центром, Дворцом. Ольга говорит, что верит в объединение, которое на севере необходимо, как нигде.
И вот теперь, уже 8 августа, в городе появится… что-то. Не привозное, не стороннее, а наше, местное — творческая история апатитских старожилов в виде арт-объекта. Мы обязательно пойдем, посмотрим и составим собственное мнение. К чему призываем и вас – культурная революция никак не может состояться без вашего придирчивого, но доброжелательного взгляда.
Фото предоставлены ЦСИ «Сияние».