Время моржей

Апатиты. Что, кроме Дня Победы, праздновали 9 мая в клубе любителей зимнего плавания «Садко»?

В прошедшее воскресенье около проруби в поселке Тик-Губа «Ура!» кричали не раз. И адресовано оно было не только победителям в Великой Отечественной войне, но и тем, благодаря кому в городе появился и существует клуб моржей.

Что за мадам?

Все, кто впервые попадает в домики моржей в Тик-Губе, с большим интересом рассматривают часть фотоархива клуба любителей зимнего плавания «Садко». И многие очень удивляются тому, что фото довольно старые, черно-белые, далеко не лучшего качества. А ничего удивительного в этом нет, ведь у клуба уже 35-летняя, и довольно богатая история.

В уже далеком 1986 году в Апатитах появилось новое объединение — клуб любителей зимнего плавания «Садко». В первом списке членов клуба всего два человека: Владимир Плотников и Сергей Карпов. Первый стал председателем клуба, второй — заместителем.
Довольно быстро клуб пополнялся, и уже через шесть лет насчитывал порядка шестидесяти моржей в возрасте от пяти до 64 лет. С основания клуба до конца прошлого века «Садко» рос, развивался и был довольно известен не только на просторах страны, но и за рубежом. Апатитские моржи выезжали на различные соревнования, да и у них с визитами побывало множество гостей. Вот что на этот счет писала наша газета в марте 1992 года:

— В последнее время ча­сто бывают у нас иностран­цы: англичане, американцы, французы, австралийцы, — рассказывает Владимир Плотников. — Пер­вая реакция на происходя­щее — смятение, которое потом непременно переходит в восторг. Американцы искупаться не осмелились, а вот два австралийца и ан­гличанин рискнули прыгнуть — общей радости не было конца!

Побывала в «Садко» и ма­дам Куафье из Франции. Она, конечно, не нырнула, но выразила свое восхище­ние происходящим, даже не­сколько раз подходила по­трогать Владимира Плотникова. По ее понятиям он обязатель­но должен был превратиться в большой кусок льда».

Почти уверена, что сейчас каждый, читающий эти строки, задался вопросом, что это за мадам такая? Отвечаю — это тогдашний мэр французского города Мерс-ле-Бен. Ее в 1991 году в Апатиты пригласила Любовь Соколова — спортсменка, выигравшая кубок в легкоатлетическом пробеге во Франции, и депутат горсовета. В результате наши города стали побратимами. В общем, это все к тому, что историю того визита сейчас вряд ли кто вспомнит, а моржей в Апатитах знали и знают. Хотя на какое-то время клуб ушел в тень — времена такие были, хотя плавать в Тик-Губе не переставали никогда. Но сейчас он точно переживает новое рождение.

В прорубь друг за дружкой

Сейчас в клубе более сотни участников. Есть еще и те, кто приезжает в гости поплавать в ухоженной и просторной проруби — такой не каждый город области может похвастаться. И новички часто появляются — на них всегда интересно смотреть и гадать, станут они моржами или больше никогда не рискнут погрузиться в ледяную воду.

Кстати, самостоятельные новички в клубе редкость, обычно в «Садко» приводят, а то и заманивают — у каждого свои уловки. Кто-то рассказывает друзьям и родным о целебных свойствах ледяной воды, другие, что называется, берут на слабо, третьи на собственном примере показывают, как много энергии и сил дает моржевание. А у женщин есть еще один бесспорный аргумент — все моржи выглядят очень моложаво. Смотришь на них, узнаешь возраст и начинаешь верить в три волшебных чана из сказки «Конек-Горбунок».

— Я в моржи попала, следуя примеру подруги-соседки Оксаны Пихтиной, она начала купаться на полгода раньше меня, — рассказывает Лариса Шипачева, морж с 18-летним стажем. — Сначала ходила, смотрела, начала обливаться холодной водой из тазика. И в один из солнечных дней, весной 2003, окунулась. Первый раз настолько быстро, что купальник даже не намок. Дальше — больше. Страха не было, а какое-то волнение каждый раз есть до сих пор.
Вообще, моржевание для меня — это своего рода антистресс. После плавания я испытываю душевный и физический подъем, кажется, что все неприятности позади.

Еще один вариант попадания в моржи — супружеский, то есть сначала купаться начинает кто-то один из семейной пары, а потом приводит и свою половину. Таких в «Садко» немало — из новичков Анна и Григорий Буланкины, одна из самых позитивных и активных пар клуба. А еще отличные специалисты по приготовлению шашлыка, что и показали на дне рождения клуба.

— Гриша давно хотел моржеваться, но было не с кем, — рассказывает Аня. — Потом я познакомила его с Леной Кобак, которая уже купалась к тому моменту. Лена у нас активистка — взяла инициативу в свои руки и позвонила Грише. Так он в октябре 2019 года и пришел первый раз к моржам. Тогда на озере еще даже льда не было, но ему понравилось. Потом он и меня начал подбивать, мол, приди за компанию, посмотри. Ну, раз за компанию, то и пошла. Первые разы просто окуналась, и вот теперь мы буквально зависимы от ледяной воды. Удовольствие это приносит колоссальное, муж болеть стал реже. А еще у нас в клубе компания отличная!

Маме не скажем

Есть в «Садко» и целые династии! К примеру, Виктор, Владислав и Ян Ивановы. Несмотря на то, что Виктор Иванов родился на юге, в Ростове, он всегда тяготел к холодной воде. Поэтому неудивительно, что, приехав по распределению на Север, да еще и в город, расположенный на берегу озера, он начал плавать. Причем, в любое время года. Очень быстро познакомился с Владимиром Плотниковым и стал членом клуба любителей зимнего плавания.

— Они вместе берег отсыпали, домики ставили, пирс делали, — рассказывает Владислав Иванов. — А я всегда с отцом на прорубь ходил. Там много интересного было — и праздники проводили, и песни под гитару пели. Ну и плавали, конечно. Особенно меня тогда Леонид Фомин впечатлял — его из воды вытащить не могли, звали все время в домик погреться, а он все плавал и плавал, потом придет ненадолго, и опять в прорубь.

Леонид Фомин, нынешний председатель «Садко», и сейчас впечатляет. И не только долгими заплывами и замечательными подводными съемками. Он, как только погода более-менее солнечная, еще и прорубь чистит с голым торсом — уже в апреле его загару любой приехавший из жарких стран позавидует. В общем, очень закаленный человек.
Но вернемся к семье Ивановых. Владислав, насмотревшись на моржей, очень просил отца и его пустить в прорубь, но тот долго сомневался — все же парню было всего семь лет. Однажды решился.

— Мама тогда в отъезде была, так что отец разрешил. Но с условием — если я после проруби заболею, маме про то, что я купался, не скажем, мол, пусть думает, что во время гулянки простудился, — рассказывает Владислав.

Тогда, почти 30 лет назад, семилетний мальчик заболел. Но совсем не простудой, а холодом. Он и сейчас говорит, что ледяная вода, снег — это его стихия. Именно от холода он получат заряд бодрости, адреналин и множество положительных эмоций.

А вот баню не люблю, жарко там слишком, — смеется мужчина.
Его история повторилась этой весной — во время проведения в клубе благотворительного заплыва «Добрый морж», куда Владислав привел восьмилетнего сына.

Ян часто со мной приходит, и не удивительно, что год назад он сказал: тоже хочу, — рассказывает Владислав. — Но я ему ответил, мол, надо готовиться: закаляться, холодной водой обливаться. Он целый год и обливался.

Ну как можно было отказать такому целеустремленному мальчишке? Так Ян Иванов и стал тем, кто открыл благотворительный заплыв — тогда он погрузился в прорубь, держась за отцовские руки, а спустя месяц, 9 мая, сам лихо спустился по лестнице в ледяную воду.

На выходе Ян, как и все моржи, получил памятные подарки от «Садко», а потом присоединился к роскошному праздничному столу, который в честь Дня Победы и дня рождения клуба организовали Анна Жарова, Анна и Григорий Буланкины, а также Александр Григорьев. Хороший получился праздник, душевный!

Поделитесь:Share on VK
VK