С 9 по 13 ноября в Москве прошла ежегодная Неделя ритейла (предприятий розничной торговли). Это большое отраслевое мероприятие с участием представителей торгового бизнеса, поставщиков и производителей продукции предоставляет возможность обменяться опытом и идеями, установить и расширить деловые контакты с коллегами из разных регионов и стран.
В этом году главной темой форума был вопрос выживания отрасли в условиях пандемии, а также возможность кооперации больших сетей и малого бизнеса. Нашу газету возможность кооперации тоже интересует: а именно — как «Дважды Два. Апатиты» может получить место на полке с товарами сети «Магнит» или «Пятерочка»? Пошел уже третий месяц как мы пытаемся этого добиться при поддержке Союза журналистов Мурманской области, а также областного министерства, но пока безрезультатно. И Неделя ритейла подсказала, почему.
Большие сети работают и развиваются другими путями, нежели маленькие магазины, производители продуктов и товаров. Крупные сети используют разнообразные современные приемы продвижения своих предприятий при участии больших финансовых и технических ресурсов. И они предпочитают иметь в партнерах таких же крупных производителей продуктов или открывают свое собственное производство. А какие возможности у малых предприятий? К примеру, у фермеров, производителей молочной продукции? Даже если сравнить не по объемам производства, а по техническим возможностям? Очень часто у фермеров не то что компьютера или смартфона с интернетом нет, но даже электричества. А это приводит к тому, что производство требует огромных затрат, в итоге продукт (молоко или сыр), даже оказавшись на полке ритейла, будет очень не выгоден для сети, потому что прибыль от его продажи ничтожная. Так что малому бизнесу нужно искать свой путь развития, объединяться в кооперативы, требовать квоты у государства и тому подобное.
Елена Дыбова, вице-президент Российской торгово-промышленной палаты, которая представила на Неделе ритейла доклад о значении и возможности кооперации в современных цепочках поставок продукции в розничную торговлю, считает, что бизнес сейчас находится в состоянии апатии. Елена Николаевна привела также интересные итоги опросов, которые торгово-промышленная палата проводит среди представителей бизнеса. Опросы позволяют понять, как происходят процессы в бизнесе во время пандемии, и как оценивают ситуацию предприниматели и представители власти.
Результаты получились интересные. К примеру, в октябре на вопрос «Как вы оцениваете текущее состояние малых и средних предприятий в целом?» 66 процентов предпринимателей отвечают «плохо». А среди чиновников такой ответ был у 45 процентов опрошенных.
«Как вы оцениваете уровень потребительского спроса (состояния рынка) для малых и средних предприятий на текущий момент?» На этот вопрос ответили «плохо» 67 процентов бизнесменов и лишь 42 процента чиновников. А вот «Сколько времени, на ваш взгляд, понадобится на восстановление докризисного уровня потребительского спроса?» бизнес и власть предположили почти одинаковые: 12-15 месяцев, считают 74 процента бизнесменов и 67 процентов чиновников.
Самый интересный по ответам был, на мой взгляд, вопрос о том, какие проблемы приходится решать сейчас бизнесу, кроме того, что нужно выживать каждый день и час. Мнение бизнеса и власти в целом совпало по следующим проблемам (по мере важности): поиск долгосрочных финансовых ресурсов для развития новых направлений, поиск финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности, подготовка отчетов по полученным мерам господдержки, поиски рынков сбыта, взаимодействие с госструктурами, контролирующими исполнение рекомендаций Роспотребнадзора, исполнение рекомендаций Роспотребнадзора, организация дистанционной работы сотрудников.
Как представитель малого бизнеса подтверждаю — все так и есть. Но!.. Этот опрос проводили в середине октября, до введения новых ограничений по коронавирусу. А как изменится ситуации к январю, остается только гадать.