Дорога на сто лет

Фото Юлии Короткой.
Фото Юлии Короткой.

Первым через мост проследовал контейнерный состав из 54 вагонов со станции “Заполярная” до “Автово” (Санкт-Петербург), а вел поезд тот же машинист, Денис Деревнин, который 30 мая остановился перед изогнутыми рельсами и сообщил о неисправности.

Все-таки рухнул

Напомню, 30 мая благодаря машинисту было выявлено повреждение железнодорожного моста. Случилось это из-за подъема уровня воды в реке Кола. В тот же день пассажиров из Мурманска до станции “Выходной” и обратно стали доставлять на автобусах. На мосту начали ремонтные работы: демонтировали пролеты, грунт засыпали камнем из грузовых поездов.

1 июня на оперативном совещании правительства области прозвучало, что ремонт моста займет две-три недели, а спустя несколько часов он… рухнул. Как тогда сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Мурманской области, пострадавшая опора не выдержала, и произошло обрушение надводной части моста. Ни один рабочий ремонтной бригады не пострадал: во время обрушения на мосту не было ни людей, ни техники.

В итоге, железнодорожное сообщение с Мурманском было прервано на 18 дней. За это время специалисты РЖД вместе с бригадой железнодорожных войск Министерства обороны России завершили строительство шестикилометрового участка в обход рухнувшего моста. Ветка пролегла от блокпоста “1433-й километр” около поселка Молочный до блокпоста “9-й километр”, расположенного между Колой и Мурмашами. Строительство этого участка началось еще несколько лет назад в рамках проекта “Комплексное развитие Мурманского транспортного узла” и должно было завершиться к 2021 году.

Рабочие, строители моста, получили от Правительства РФ и Мурманской области медали, грамоты и премии. Фото Юлии Короткой.
Рабочие, строители моста, получили от Правительства РФ и Мурманской области медали, грамоты и премии. Фото Юлии Короткой.

Двухэтажные поезда

Грузовые поезда начали курсировать в Мурманск и обратно 19 июня, проходя через центр Колы. Жители города жаловались на вибрацию и шум, но теперь этих проблем у них не будет — составы пошли по прежнему маршруту в начале этой недели.
А вот с пассажирскими поездами ситуация была посложнее. После обрушения старого моста все пассажирские составы, кроме двух, принимали и высаживали людей на станции “Выходной”. Туда и оттуда их доставляли из Мурманска бесплатные автобусы, которые шли от железнодорожного вокзала.

— Я хочу поблагодарить жителей Колы за понимание и терпение, и еще раз извиниться перед ними за доставленные неудобства, — сказал генеральный директор, председатель правления ОАО “Российские железные дороги” Олег Белозеров. — Мы постарались максимально снизить дискомфорт от идущих поездов. В ближайшее время он исчезнет совсем. А с 12 октября мы планируем запустить пассажирское движение, оно будет необычным для Мурманской области — уверен, что пассажирам понравится. Мы хотим запустить регулярные двухэтажные поезда, первый такой будет курсировать до Санкт-Петербурга, а, если опыт будет удачным, то и до Москвы.

Вот так выглядит установка центрального  пролета моста. Фото РЖД.
Вот так выглядит установка центрального
пролета моста. Фото РЖД.

Установили рекорд

Железнодорожный мост через реку Кола построили за 105 дней.

— Обычно строительство таких объектов занимает около девяти месяцев. Мы уложились в три с половиной, с учетом того, что проектирование моста и его строительство велись параллельно, — рассказывает Олег Пирогов, генеральный директор ООО ФСК “Мостоотряд 47”, который занимался строительством. — Повезло, что подошло уже готовое пролетное строение, которое, несмотря на его габариты (длина 110 метров и вес около 600 тонн), компания “РЖД” доставила уже через две недели.

Как же шли работы? 5 июня в поселок Молочный прибыла первая машина со строителями. К 16 июня уже удалось доставить русловое пролетное строение с завода в Белгороде. Тогда же привезли технику и начали устанавливать 34 сваи. 20 августа пролет был собран и приступили к его надвижке. 12 сентября проложили пути, 24 сентября подписали акт об открытии рабочего движения.

По словам Олега Пирогова, в Мурманскую область были стянуты лучшие кадры его предприятия со всей страны — работы необходимо было выполнить качественно и в жесткие сроки. Строители трудились круглосуточно, несмотря на погоду.

— Когда бурили скважины для свай, на глубине пяти метров обнаружили старые рельсы 1914 года, которые, видимо, использовались на другом мосту, а сюда были положены для усиления основания. Это было неожиданно. Пришлось раскапывать, доставать и вырезать, пробурить их не удалось — уничтожался инструмент, отрывало зубья, — говорит Олег Александрович. — А еще здесь очень много булыжников, которые тоже приходилось постоянно разбуривать.

Пролетное строение собирали сбоку от линии электропередач — отключить ее было нельзя: именно она питает Мурманск. Но со всеми этими трудностями справились.
За три с половиной месяца было уложено 1700 кубов бетона, возведено 34 буронабивных свай, построено четыре опоры, собрано и смонтировано три пролетных строения. На стройке трудились более 160 человек, было задействовано 35 единиц техники. Исключены русловые опоры, которые подвергались влиянию реки, взамен поставлены свайные основания глубокого заложения, что делает размыв невозможным. Длина центрального пролета составляет 111,2 метра, двух малых — по 18,2 метра. Полная длина моста — 158,2 метра.

Во всем виноват паводок

По словам генерального директора ОАО “РЖД” Олега Белозерова, мост построен по абсолютно новым технологиям.

— Раньше строили с промежуточными опорами, поскольку не было таких металлоконструкций, которые могли бы выдержать столь большую нагрузку, — говорит он. — Строители дают на мост гарантию минимум в сто лет. К слову, примерно столько же простоял и его предшественник. Из обрушения железнодорожной переправы под Мурманском мы извлекли урок.

— Что же стало причиной?

— Паводок. Мы подняли историю этого сооружения и выяснили, что здесь были необычные опоры, стоявшие не строго перпендикулярно, а по течению. И хотя обслуживание моста проходило вовремя, однако за сто лет русло реки изменилось, и это привело к известным нам событиям. На примере моста через Колу выработан новый алгоритм подхода к диагностике искусственных сооружений.

Кстати, на новой железнодорожной переправе установлена уникальная система датчиков, которая позволяет строению самому себя анализировать и изучать, как изменяется система конструкций в момент нагрузки.

— Когда рухнул мост, это был критический момент для региона, — сказал губернатор Андрей Чибис. — Нарушилась не только доставка пассажиров, но и стабильная работа наших крупнейших предприятий. В рекордные сроки — за 18 дней — было восстановлено железнодорожное сообщение. Коллеги помнят, как это было, как в одну ночь переключали водовод на Мурманск и ни один потребитель этого не почувствовал, как проходили взрывные работы и освобождали от скалы пространство, как железнодорожники прокладывали быстро и четко временные пути. В результате слаженной работы мы смогли буквально на спор быстро восстановить сообщение — многие не верили, что мы успеем сделать это к октябрю. В итоге, мы получили такой красивый и надежный мост!

Кстати, проложенная альтернативная железнодорожная ветка останется и войдет в состав Мурманского транспортного узла.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Дорога на сто лет”

  1. ообщение. Коллеги помнят, как это было, как в одну ночь переключали водовод на Мурманск и ни один потребитель этого не почувствовал https://fonbet-zerkalo.ru/ , как проходили взрывные работы и освобождали от скалы пространство, как железнодорожники прокладывали быстро и четко временные пут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *