Наполеоновские планы

Уже не первый год народные избранники пристально следят за работой этих организаций. Такое внимание появилось после потери нескольких МУПов, и чтобы с остальными
не произошло то же самое, депутаты решили активно участвовать в их судьбе. На 19-й сессии горсовета, во вторник, разговор шел о нынешних проблемах и перспективах муниципальных унитарных предприятий.
Все с убытком

Напомню, в нашем городе на данный момент работают пять МУПов: “Апатитская электросетевая компания”, “Геоинформцентр”, “Заполярье”, “Аметист” и городской рынок. Весна и лето для всех стали сложными — ограничительные меры во время пандемии ни для одного не прошли безболезненно. Кто-то вообще не мог работать, у других работы стало в разы меньше. Отмечу, ни одно муниципальное предприятие не могло рассчитывать на меры государственной или региональной поддержки во время коронавирусных ограничений именно из-за своего статуса- муниципального. В итоге, предприятия закончили первое полугодие с убытками.
Но при этом ни один руководитель руки не опустил. А наоборот, начали еще активнее продумывать мероприятия, которые в будущем позволят предприятиям не обанкротиться, а развиваться, зарабатывать и, следовательно, пополнять городской бюджет. Об этом депутатам рассказала Ирина Хаустова, исполняющая обязанности председателя комитета по управлению имуществом, и сами руководители МУПов.

Фото Анны Глодевой.
Фото Анны Глодевой.

Дающие свет

Итак, казалось бы, какие проблемы могут быть у “АЭСК”? Ведь это естественный монополист, который занимается тем, без чего никто и жить не сможет — электроэнергией. Но помимо передачи и распределения электрической энергии по сетям, предприятие осуществляет еще и технологическое присоединение, договоры на которое предусматривает строительство электросетевых объектов, что влечет за собой большую финансовую нагрузку.

— Расходы на строительство значительно превышают доходы по этим договорам и полностью не компенсируются в тарифе на передачу электроэнергии, — говорит Ирина Хаустова. — “АЭСК” изыскивает финансовые источники для покрытия убытков, в том числе производя строительные работы своими силами, так как привлечение подрядных организаций значительно увеличивает стоимость работ.

По словам Ирины Ивановны, в 2016 году на предприятии “АЭСК” разработали инвестиционную программу, рассчитанную на три года.

— Сейчас МУП “АЭСК” работает над разработкой мероприятий новой инвестиционной программы, нацеленных на дальнейшее развитие предприятия и выполнение основных целей и задач, — говорит Ирина Хаустова.

Фото Анны Глодевой.
Фото Анны Глодевой.

Специалисты по картам и земле

В МУП “Геоинформцентр” оформляют документы для предоставления земельных участков, проводят проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель, геодезические и картографические работы.
В этом году МУП столкнулся не только с коронавирусными проблемами. С 1 января этого года полномочия по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, переданы в Министерство имущественных отношений Мурманской области. А оно в свою очередь передало полномочия по рассмотрению документов в этой сфере Государственному областному казенному учреждению “Центр технической инвентаризации” (ГОКУ “ЦТИ”). Все это привело к увеличению сроков утверждения, согласования документации для проведения кадастровых работ примерно на четыре месяца, что уменьшило количество заключаемых предприятием договоров в первом полугодии 2020 года более чем на сто единиц.

Кроме того, изменения земельного законодательства усложнили и увеличили стоимость оформления прав на земельные участки, 70 процентов которых в Апатитах все еще не оформлены. А между тем жители города богаче не стали. В итоге, они еще реже стали обращаться в “Геоинформцентр”.
По результатам работы в первом полугодии 2020 года, предприятие получило выручку в размере 5 миллионов 152 тысяч рублей, что на 2 миллиона 394 тысячи рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Себестоимость увеличилась на 1 миллион 93 тысячи рублей в связи с начислением заработной платы и взносов во внебюджетные фонды по договорам гражданско-правового характера. По итогам работы за первое полугодие, получен убыток в размере 1 миллиона 675 тысяч рублей.
И еще одна проблема — организационная форма “Геоинформцетра”, которая не позволяет предприятию участвовать в конкурентных закупках.
Как говорит Владислав Барабанов, руководитель МУП, значительная часть закупок в сфере оформления “земельных” документов, геодезических и картографических работ, размещается заказчиками только для субъектов малого предпринимательства, в которых муниципальные унитарные предприятия участвовать не имеют права. Соответственно, предприятия, где работают высококлассные специалисты, просто теряют возможность зарабатывать гораздо больше.

Фото Анны Глодевой.
Фото Анны Глодевой.

Идем на “две звезды”

По словам Татьяны Долгиной, руководителя гостиницы “Аметист”, в настоящее время номерной фонд гостиницы составляет 83 номера. Из них действующий фонд — 61 номер (102 койко-места), 22 — законсервированы для ремонта.
За счет собственных средств в действующем номерном фонде сделали косметический ремонт, заменили мебель и оборудование.

— Частичная консервация с целью обновления номеров категории “Эконом” не оказало существенного влияния на уровень посещаемости гостиницы, а рост выручки от гостиничных услуг на 18 процентов подтверждает эффективность политики предприятия, направленной на улучшение качества номеров, и, как следствие, повышение эффективности работы предприятия.

Как говорит Татьяна Эдуардовна, гостиница ставит перед собой задачу сохранить доступный уровень цен.

— В целях максимальной прибыли и окупаемости вложенных средств, “Аметист” принимает меры по увеличению емкости номерного фонда, — продолжает Татьяна Долгина. — Мы запланировали поэтапный ремонт номеров шестого и седьмого этажей. Это приведет к увеличению количества номеров, соответствующих современным требованиям и росту удовлетворенности гостей. Также появятся четыре новых рабочих места. Мы предполагаем, что такие меры позволят к 2022 году на 35 процентов увеличить число гостей, а доход от основной деятельности — на 45 процентов.

Также Татьяна Долгина рассказала, что в ближайшее время в гостинице начнут создавать коворкинг-центр, включающий в себя зону для оказания услуг питания (с линией шведского стола), трансформируемую в место проведения деловых мероприятий (презентаций, мастер-классов) и рабочую зону — переговорных, залов для совещаний.

— Это позволит создать два рабочих места, увеличить выручку от услуг питания до 1,5 миллиона рублей в год, — продолжает Татьяна Эдуардовна. — Итогом станет прохождение классификации гостиницы с присвоением категории “две звезды”.

Фото Анны Глодевой.
Фото Анны Глодевой.

Проблемы с крышами

С убытком в 347 тысяч рублей закончило полугодие МУП “Заполярье”. И тут понятно, что главным виновником такой ситуации стали ограничительные меры. Мало того, что предприятие не могло принимать гостей, так еще и перестало кормить школьников в связи с тем, что те весной ушли на дистанционное обучение. Вместе с тем, ресторан несколько сгладил последствия от “потери” школьников, заключив контракт на обеспечение питанием сотрудников Апатитского психоневрологического интерната, который работал в закрытом режиме. Более того, тут не только сохранили штат сотрудников, но и умудрились снизить кредиторскую задолженность на сумму 2 миллиона 101 тысяча рублей.

К концу года, по словам Марины Мерёшкиной, руководителя “Заполярья”, предприятие планирует получить хоть и меньше предусмотренной, но все же прибыль. А для того, чтобы предприятие развивалось, руководитель намерена изменить режим работы ресторана, стилизовать зал на тему “Кольский полуостров”, приобрести профессиональное музыкальное и световое оборудование, доработать меню в северной стилистике и расширить его, а также отправить поваров на обучение для повышения их квалификации. В кафе тоже планируют расширить ассортимент, добавив в него блюда национальных кухонь, вегетарианских, диетических и полуфабрикатов. Кроме того, есть желание купить новое оборудование и организовать детскую игровую зону.

Главная проблема предприятия, по словам Марины Александровны, — состояние здания, а точнее крыши ресторана и кафе, которой необходим капитальный ремонт. На это требуется почти шесть миллионов рублей, а их у предприятия нет. Поэтому пока приходиться изыскивать резервы на текущий ремонт самых прохудившихся участков.
Оптимистичнее всего звучал доклад Ниязи Джахангирова, руководителя городского рынка.

— Вы все сами видите! — говорит Ниязи Низамиевич. — Фасад ремонтируем, работаем — все две штатные единицы.

На сессии он был очень немногословен, а вот во время рассмотрения этого же вопроса на профильной депутатской комиссии, руководитель рынка поделился невероятной идеей. По его словам, крыша рынка тоже требует ремонта, но он не стал бы тратить пять миллионов рублей, а добавил бы еще пять и построил второй этаж. При этом, как говорит Ниязи Джахангиров, уже есть федеральная сеть, готовая занять такое помещение. А для удобства посетителей внутри здания надо поставить эскалатор!

Фото Анны Глодевой.
Фото Анны Глодевой.

Форму меняем, суть оставляем

Ниязи Джахангиров, как и руководитель “Геоинформцентра”, упоминал о том, что такая организационная форма, как МУП, не дает рынку развиваться.
Тут стоит напомнить, что по федеральному законодательству к 2025 году почти все муниципальные унитарные предприятия должны быть либо реорганизованы, либо ликвидированы. В Апатитах такая участь не грозит лишь “АЭСК”, как естественному монополисту, и “Аметисту”, как предприятию, обеспечивающему жизнедеятельность населения Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

О том, что реорганизовать МУПы надо как можно быстрее, чтобы не потерять предприятия и дать им возможность развиваться, депутаты говорят не первый год. При этом в администрации делать это не торопятся. Возможно, есть какие-то причины, но их не называют.
Выслушав каждого руководителя, депутаты решили, что тянуть резину больше некуда. На следующей внеочередной сессии, которая состоится 6 октября, они намерены принять решение, в котором рекомендуют администрации города начать процедуру реорганизации “Геоинформцентра” и рынка до конца этого года, а “Заполярья” — до конца следующего (раньше нельзя в связи с кредитными обязательствами предприятия). Отмечу, что реорганизация не означает, что предприятия отпускают в “свободное плавание”. Какую бы организационную форму для них не выбрали — единственным учредителем организации останется муниципалитет.
Очень хочется надеяться, что довольно смелым планам большинства руководителей МУПов больше ничто не помешает реализоваться. Ох, заживем тогда!

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *