Паралимпийская экспедиция,

Делегация отважных спортсменов из Санкт-Петербурга покоряет Хибины: им не помешала ни пандемия, ни погода, ни особенности здоровья.
Делегация отважных спортсменов из Санкт-Петербурга покоряет Хибины: им не помешала ни пандемия, ни погода, ни особенности здоровья. Фото Артема Селиванова.

В редакцию “ДД” пришло письмо с рассказом и фотографиями. Мы прочли его и предлагаем вашему вниманию. Нам показалось очень значимым, что людям, которые идут за своей мечтой, не в силах помешать ничто: ни природные трудности, ни пандемии, ни состояние собственного здоровья. Люди просто идут вперед.

Меня зовут Андрей Гостев, и я слабовидящий. Моя туристская история началась более 15 лет назад. Первыми шагами стали походы: водный по Ленинградской области (река Вуокса) и лыжный (Мурманская область, Хибины). Там я и познакомился с интересными людьми, которые вовлекли меня в активную жизнь и открыли мир приключений и путешествий. Все это стало толчком для создания нашего клуба “Масштаб плюс”, который помогает отважиться на путешествия людям с ограниченными возможностями.
Побывав на Кольском полуострове зимой, я всегда хотел узнать, как эти удивительные места выглядят летом. Однажды я наткнулся на передачу телеканала “Моя планета” о том, как сотрудники МЧС поднялись на высшую точку Мурманской области, свое восхождение они посвятили Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это событие глубоко отразилось у меня в памяти.

В этом году пандемия перепутала всем все карты. Наши планы на этот сезон кардинально изменились. Но, несмотря на это, команда продолжала тренироваться в условиях самоизоляции. Многие соревнования проходили онлайн, и ребята из нашего клуба в них тоже участвовали. Однако было сильное желание поехать куда-нибудь и попутешествовать. И тут всплыла старая мечта о летнем походе по Хибинам. Я поделился своей идеей с Леонидом Селивановым, а он как раз предполагал отпуск в это же время, к тому же он является инструктором по туризму, и с Николаем Чернушкиным — он незрячий спортсмен, наш общий с Леонидом друг. Николай и Леонид учились вместе в институте имени Лесгафта.

Ребята поддержали предложение, и мы стали готовиться. Для безопасного прохождения маршрута нам необходимы были помощники. В этом качестве прекрасно подошли наши сыновья, Артем Селиванов и Павел Гостев. Так и сформировался состав Паралимпийской экспедиции-2020, которую я приурочил к 75-летию Победы.
Мы и приехали в Хибины — добрались поездом из Санкт-Петербурга до станции “Имандра”. А вот обратно, после маршрута от озера Малый Вудъявр до Апатитов добрались трансфером и сразу — в поезд. Жили только в палатках на маршруте, хостелы нам не понадобились.

38-8-1
Фото Артема Селиванова.

***
Во время пеших и горных походов обязательным инвентарем являются трекинговые палки. Это не только дополнительные точки опоры, но, в нашем случае, техническое средство для ориентирования в пространстве. С ними мы и начали свой поход — по хорошей лесной дороге мы прошли семь километров и оказались на уютной стоянке у подножья горы Маннепахк (в переводе с саамского — Яичная гора).
На следующий день встали пораньше для того, чтобы отправиться в радиальный выход к перевалу Северный Чорргор (высота 985 м). Перевал особенно популярен среди опытных туристов, а для новичков он сложен — склон у него крутой, а зимой вообще лавиноопасный. Об этом свидетельствуют встреченные нами обломки лыж, кольца от палок, испорченная обувь и рваная одежда. Хотелось изучить этот перевал, но в лайт-варианте. С собой взяли самое необходимое, оставив на стоянке все лишнее. Ведущими Николая стали Леонид и Артем, а мне помогал Павел. У нашей группы была еще дополнительная задача — собрать коллекцию минералов для музея Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых.

Леонид ориентировался на местности по топографической карте, как выяснилось, достаточной старой и авторитетной, но без детализации, а также с помощью мобильного приложения MAPS.ME, которое помогало находить стоянки, некоторые броды и конкретное местонахождение, но не все тропинки, как было в других местах, где я его применял. Так же ориентировались мы по турам (специально сложенные каменные пирамидки, которые помогают отыскать тропу или понять направление движения.) Через шесть часов после выхода из лагеря мы поднялись к перевалу Северный Чорргор и начали по нему продвигаться. Он встретил нас совсем недружелюбно — начался штормовой ветер, дождь переходил в почти снег, стало холодно, и идти по перевалу пришлось свободным лазаньем. Камни в Хибинах, по которым происходит перемещение, обладают острыми микровкраплениями, которые могут поранить руки. Для таких моментов нужно иметь перчатки, и они у нас были. Градус опасности повышался, особенно для Николая. Поэтому мы оставили его в безветренном месте, чтобы оперативно добраться до точки, откуда открывается вид на базу КСС. Но погода становилась все хуже и хуже. Сколько осталось пройти, было неясно. Леонид принял решение возвращаться вниз и найти удобное место для стоянки, сварить суп и восстановить силы. Через пять часов промокшие и счастливые мы вернулись в лагерь. На стоянке находились также туристы, которые имели меньше опыта и смогли преодолеть лишь треть нашего маршрута.
Когда штурмовали Южный Чорргор, для безопасности Леонид брал у Николая рюкзак, заносил его вверх, параллельно, как разведчик, отыскивал приличную тропу. Затем возвращался, нес свой рюкзак, и мы поднимались всей командой. Челночный темп подъема небольшой, но зато малорискованный. Кстати, на перевале летом много снега — сохранить ноги в тепле помогают гамаши.

Фото Артема Селиванова.
Фото Артема Селиванова.

***
В четверг, как и обещали синоптики, пошел дождь. Только он стих, мы отправились к перевалу Восточный Петрелиуса. Когда мы консультировались по поводу прохождения тех или иных маршрутов, нам говорили, что все легко проходимо и не составляет больших трудностей. И что все запланированные восхождения и переходы не имеют категорийности. Никто не учитывал при этом особенностей некоторых участников нашей экспедиции.
Мы выбрали самый простой путь, чтобы оказаться в долине реки Малая Белая, пройти через нее до более пологих склонов горы Юдычвумчорр.
И вот, накануне Всероссийского дня физкультурника и Международного дня альпинизма, центральное событие нашей паралимпийской экспедиции — восхождение на высшую точку Кольского полуострова — гору Юдычвумчорр! Позавтракали, подготовили необходимое снаряжение, оставили бивуак и отправились к заветной вершине. Для усиления значимости этого исторического мероприятия прикрепили к своей одежде георгиевские ленточки, в память о Великой Победе. В этом редко посещаемом людьми месте мы встретили пару влюбленных романтиков, с которыми обменялись впечатлениями и эмоциями. Ребята не рассчитали длительность нахождения на горе, поэтому запасы воды у них кончились. Мы их выручили.

Холодало. Минуя несколько пропастей, мы подошли к огромному валуну, на котором закреплена памятная табличка, посвященная туристам города Кировск. А еще через сто метров — и сама вершина, представляющая собой пирамиду из камней. Здесь на память люди оставляют разные предметы. И даже расположилась самая высокогорная библиотека, состоящая из нескольких книг. В журнале посещений мы оставили запись о восхождении клуба “Масштаб плюс”. Украсили вершину георгиевской лентой и расправили красный флаг.

Спуск подчас бывает тяжелее, чем подъем. По плато сначала шли неплохо. А когда начался дождь, все стало напряженнее и опаснее. Накопившаяся усталость напоминала о себе. Спускались по более безопасному пологому склону, по “любимым” сыпухам, камням и скользкому мху в окружении пикирующих комаров. Смеркалось. Сколько до окончания склона не ясно. Где дорога? Тревога нарастала. Пытаемся поднять скорость движения — это приводит к падению Николая. Да, лучше медленно, но верно и без травм. Ух! Вот и тропа! Время наше — детское, 22.00. Финальный рывок вверх. Горный трейл по бездорожью и через час мы в лагере. Свершилось! Мы сделали это!
Для незрячего Николая Чернушкина это была первая экспедиция. Он делится своими впечатлениями: “Еще месяц назад я с большим трудом представлял себе, где точно находятся Хибины. Знал, что есть такие горы и люди туда ходят, чаще весной на лыжах, но и пешком тоже. Теперь знаю — это Кольский полуостров, Мурманская область нашей необъятной страны”.

Андрей Гостев, Санкт-Петербург. 2020 год.
Фото Артема Селиванова.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *