В 17 августа исполнилось два года, как нет с нами Валерия Трефилова, человека, которого в Апатитах многие хорошо знали, кто-то вместе с ним работал, дружил. Валерий был очень интересным собеседником, его рассказы о путешествиях можно было слушать часами. Об одном из них “ДД” писала летом 2018 года: мы публиковали заметки о том, как Валерий с женой провели отпуск в Южной Африке, в Кейптауне. И уже тогда было известно, что у него в работе есть еще один большой очерк о путешествии, совсем не туристическом. Это были заметки о том, как Валерий Трефилов был участником экспедиции в Антарктиду. Почти два года длилась эта экспедиция, а когда закончилась и Валера вернулся домой, он сразу сказал (а потом повторял эту фразу не раз): “Я хочу туда вернуться”… Не вернулся, просто не успел. Зато успел написать воспоминания о той длинной командировке на самый странный и самый неизведанный континент нашей планеты.
Их мы и начинаем публиковать в этом номере “ДД”.
Его величество случай
Думаю, что у каждого человека в жизни были моменты, когда судьба давала ему шанс поменять привычный уклад, прикоснуться к чему-то новому и неизведанному. Другой вопрос, как мы к этому шансу относимся. Кто-то пропускает его и продолжает жить своей обычной жизнью. Другие же ухватываются за возможность и потом, вспоминая, говорят, что это был Его Величество Случай.
В далеком 1989-м, после окончания Архангельского медицинского института, я приехал в родной город Апатиты. После прохождения интернатуры по хирургии, приступил к работе в должности хирурга-дежуранта в нашей городской больнице. Если хирурги ординаторы работают днем, проводят плановые операции, ведут палаты с больными, то работа дежуранта заключается в оказании экстренной помощи с трех часов дня и до девяти утра следующего дня. Работа по сменам. На тот момент в больнице не было дежурного травматолога и приходилось работать, что называется, на два фронта. Разумеется, 99 процентов поступающих в приемный покой были доставлены скорой помощью. Общение в течение нескольких лет с бригадами, пусть и скоротечное, дало результаты, и я познакомился с несколькими фельдшерами и врачами со скорой.
В феврале 1993 года, передав больного с рук на руки, ко мне обратилась Елена, доктор скорой.
— Сегодня у нашего фельдшера дома праздник и встреча старых друзей, приходи!
— Что за друзья?
— С моря вернулся бывший фельдшер, что работал у нас на скорой. Будет рассказывать морские байки.
Вечером я был в компании врачей и докторов. Олег увлеченно рассказывал о работе на судах “Севрыбхолодфлота”, о странах, где ему пришлось побывать, словом, обо всем. А меня преследовала одна мысль. На зарплату, что я получал на тот момент, можно было жить, но хотелось купить машину, а это была мечта несбыточная. В то время самым простым путем покупки машины была работа на морском судне. В случае работы в течение полугода, счастливый обладатель транспортного средства освобождался от уплаты таможенного сбора за кубические сантиметры в экю (кто помнит, была такая хитрая денежная единица для расчета с таможней. Ну очень дорогая!). Тем более, рядом Мурманск, портовый город, наводненный иномарками и слухами о том, какие дешевые машины за границей.
В очередной раз мы вышли на перекур, и я спросил у Олега по поводу вакансий судовых врачей.
— Нет, старик, — ответил он мне — все ставки заняты, и ловить в настоящее время нечего.
На нет и суда нет, о разговоре было забыто. На дворе был февраль 1993 года.
В середине апреля у меня дома раздался телефонный звонок. Звонила доктор скорой помощи. Суть ее звонка сводилась к следующему. Она в течение ряда лет долбит медслужбу флота, очень хочет уйти судовым врачом в море. Но постоянно нет ставок, и ей непрозрачно намекали, что-де она женщина, а женщина в море… Не буду повторяться, все об этом знают. Но при очередном звонке на той стороне провода сменили гнев на милость.
…После договора в Беловежской пуще, в 1991 году, доктора, жители ближнего зарубежья, то есть, украинцы и жители прибалтийских республик, постепенно засобирались на исторические родины. Тем самым оголили медслужбу флота. И именно тогда врача, которая мне звонила, согласились взять, но только если она приведет с собой оперирующего хирурга. Дама закручинилась, но решила действовать по принципу “где наша не пропадала” и кинула клич на скорой. А не знает ли кто такого мужчину? Надо ли говорить, что я с удовольствием взял контактные данные медслужбы и побежал к заведующему хирургического отделения.
“Я тут это, того, в общем, сбегаю на годик в море, куплю машину и вернусь”, — моя просьба выглядела авантюрой. Но зав проникся и сказал, что он вскоре уезжает за Урал к старикам-родителям, раньше времени не хотел никому говорить и «иди-ка ты, дорогой человек, договаривайся с замом». Зама я уговорил. В медслужбе мне в течение месяца (!) сделали паспорт моряка, я прошел необходимые тренинги и в августе ушел в свой первый рейс.
Можно было бы еще написать пару очерков о рейсе, но тема звучит по-другому. Если бы не было того разговора в феврале и последующей цепочки событий, удалось бы мне осуществить свою мечту? Наверное, нет. Но я принял предложение и на короткое время влился в коллектив судовых врачей медслужбы флота. И случай определил мою дальнейшую судьбу.
56 машин из Брюгге
После первого рейса был второй, на плавбазе, в качестве старшего врача, совместно со стоматологом. Мы отработали шесть месяцев в море, зашли на три дня в Брюгге, где экипаж из 120 человек купил 56 машин, разумеется, и я тоже.
В хирургическое отделение родной больницы я летел как на крыльях. Последние недели операционный стол снился каждую ночь. Забежал в отделение, поздоровался с коллегами, замом, который был уже заведующим.
Мы стояли у окна…
— Когда я могу выйти на работу?
— Машину купил?
— Да, вон там стоит рядом с Вашим “Москвичом”!
И кто ж меня, дурака, за язык дернул! Рядом со стареньким “Москвичом”, видавшим виды, стоял мой белоснежный красавец “Ниссан”.
— А ты не беременная женщина, чтобы я тебя ждал год! — услышал я ответ на мой вопрос про работу.
…От предложения работать в поликлинике я отказался. Но все равно пришлось туда пойти. Не хирургом, слишком велика была обида, — пошел травматологом. Месяц отработал — не мое. Ходить каждый день на работу, чтобы отдыхать два дня в неделю, увольте. Ноги сам привели на скорую помощь. Месяц испытательного срока и с 1 января 1995 года я — врач линейной бригады скорой помощи. Отработал три года и в 98-м опять ушел на 9,5 месяцев в море с бывшим вторым штурманом из первого рейса, а к этому времени уже капитаном. Судно было под Кипрским флагом, и должность врача на нем не предусматривалась. Капитаны брали знакомых врачей, оформляли их, но и работали мы в рейсе матросами, буфетчиками, а если что и случалось, то доктор был под рукой.
Вот так и я ходил в море с экзотической профессией матрос-доктор. За это время мы с товарищами в количестве пяти человек покрасили три раза пароход от киля до клотика, а это, на минуточку, 153 на 14 метров. И не какой-то там танкер, плоский и без выступающих частей, крась, не хочу, а транспортный рефрижератор. Плюс участие в швартовых операциях и зачистки танков. Повезло еще, что не фекальных!
После моря вернулся на скорую, прошел специализацию, стал работать на кардиологической бригаде. Через три года, в 2001-м, снова с тем же капитаном и снова на том же судне и опять на 9,5 месяцев. Вернулся, прошел специализацию (дежавю) и пересел на реанимационную бригаду. БИТ — бригада интенсивной терапии.
Где есть лучше места?
…Конец весны по календарю, а у нас еще полно снега, 2005-й год. Суточное дежурство. На второй врачебной бригаде подрабатывает коллега из реанимационного отделения. После ноля часов наступает небольшое затишье и можно вытянуть ноги на диване, не снимая халата. Разговорились… “Вот мы тут за копейки гробимся, а есть лучше места…”
Я превратился в одно большое УХО. А где такие места? “У меня одноклассник работает вахтовым методом по стране от московской конторы… А что за контора?… ISOS — интернэшнл сос…”
Я запомнил. Случайная, вскользь брошенная информация дала пищу для размышления. Дома еще не было компьютера. Пришел к товарищу, у которого был интернет. Зашли на сайт. Да, требуются врачи по экстренным специальностям. Позвонил.
— Приезжайте, поговорим.
— Спасибо, но это не ближний свет, да и работа у меня. Давайте я лучше резюме пришлю?
— Ок!
С товарищем написали резюме, отправили.
“Спасибо, все устраивает, ждите вызова”, — получил ответ.