В понедельник, 1 июня, случилось грандиозное ЧП, похожее на страшный сон любого жителя любого полуострова: отрезало дорогу. Слава Богу, что не всю — осталось автомобильное сообщение с областным центром, а вот железнодорожные составы будут заканчивать движение в 19 километрах от Мурманского вокзала, на станции Выходной.
…Началось все еще 30 мая — из-за интенсивного таяния снега разлилась река Кола и ее воды подмыли насыпь опоры железнодорожного моста на перегоне станция Кола — станция Выходной (1436 км) Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. На место прибыли ремонтные бригады.
Вечером 31 мая губернатор области Андрей Чибис написал на своей официальной странице:
“Сегодня с помощником выехал на место повреждения железнодорожного моста на перегоне Выходной — Кола. В этом году у нас аномальное количество снега, и опора не выдержала силы прибывающей воды. Мост построен еще в 30-е, ремонтировался в 70-х и в 2014-м. Но, как говорят эксперты, фундамент за почти 90 лет толком не укрепляли. Спасибо коллегам из РЖД за четкую и оперативную работу. Вовремя зафиксировали проблему и повреждения и остановили движение поездов на участке. Сейчас принимаются все необходимые меры для обеспечения бесперебойной работы по перевозке грузов. Пассажиропоток перенаправлен с поездов на автобусы до станции “Выходной”, приносим всем извинения за временные неудобства”.
А в понедельник, 1 июня, произошло обрушение надводной части металлического пятиопорного моста, который был введен в эксплуатацию в 1930 году. В результате железнодорожное сообщение с Мурманском было прервано, в Кольском районе введен режим ЧС.
В тот же день стартовали работы на мосту, начали демонтировать рухнувшие пролеты, обследовать мост и укреплять грунт. По словам руководителя профильного комитета правительства, руководство железной дороги планирует найти на территории Российской Федерации новый, более длинный пролет через мост, который может быть установлен без опоры.
Тем временем область из-за сильных зимних снегопадов столкнулась с обильным паводком — на 11 объектах сейчас проводят постоянный мониторинг. Подтопленными оказались несколько автомобильных дорог Мурманской области. Кроме того, в списке территорий под особым контролем участок в Кильдинстрое, турбаза “Саамская деревня”, дачный поселок в Терском районе и другие объекты.
Позже появилась информация о том, что для восстановления железнодорожного сообщения до Мурманска будет использована часть строящейся ветки Мурманского транспортного узла — участок “Ямалтрансстроя”. Протяженность полотна, на которое будут уложены пути, составляет 5,7 километров. Такое решение принято было 2 июня в ходе совещания штаба, созданного после обрушения моста. Основная задача, которую поставил перед собой штаб, — максимально быстро уложить железнодорожные пути, чтобы грузовые и пассажирские поезда могли двигаться в областной центр через Мурмаши и существующий железнодорожный мост в Коле. “РЖД к исправлению ситуации готово, подключились и железнодорожные войска Минобороны России”, — прокомментировал ситуацию губернатор, при этом уточнив, что старая ветка будет восстановлена. Все работы будут проведены за счет “Российских железных дорог”. В системе жизнеобеспечения населенных пунктов рисков на данный момент нет — топлива для обеспечения горячего водоснабжения и тепла достаточно, вопросы с доставкой продовольствия решены. 3 мая к месту аварии прибыл генеральный директор “Российских железных дорог” Олег Белозеров.
Тем временем, 2 июня по факту ЧП Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ (“Нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта”)…
А что же с пассажирами, которые едут поездами в Мурманск и из него? Те, кто прибывают с юга, покидают свои вагоны на станции Выходной в Кольском районе. Непосредственно с “РЖД” работает транспортная компания “Системы Консалтинга и Аутсорсинга” (“СКА”), которая использует один большой автобус. Эта компания дополнительно привлекает АО “Электротранспорт города Мурманска” (по мере необходимости задействуют до девяти автобусов).
Во время перевозок от Выходного, по просьбе пассажиров, автобус останавливается на остановках общественного транспорта. После каждого рейса происходит дезинфекция контактных поверхностей в салонах транспортных средств.
С 30 мая по 2 июня перевезли 2985 пассажиров, из них шестеро — инвалиды.
Самостоятельно в поселок Выходной и из него можно уехать обычным общественным транспортом: на автобусе №110 “Мурманск — Выходной”. По будням выполняется 20 рейсов, по субботам — 12, по воскресеньям — 16. Если же вы хотите воспользоваться специальным “железнодорожным” транспортом от вокзала Мурманска, то бесплатные автобусы от него за час до отправления поезда уходят до станции “Выходной”, где организована временная платформа.
И еще одна транспортная новость, касающаяся южного направления: рассматривается вопрос об открытии междугородного маршрута регулярных перевозок между Полярными Зорями и Апатитами. Маршрут протяженностью 85,3 км будет начинаться у железнодорожного вокзала в Полярных Зорях. Планируется, что маршрутка будет ходить по улице Энергетиков в Полярных Зорях, по трассе “Кола”, через автоподъезд к Апатитам и завершит маршрут на улице Ферсмана.