Во вторник на брифинге главы города Николай Бова, глава администрации города и руководитель городского оперативного штаба по эпидемиологической безопасности, рассказал актуальную информацию о распространении COVID-19 в Апатитах.
Пошли к инфекции?
Так уж случилось, что именно к утру вторника в Апатитах и Кировске (а в разрезе снятия ограничительных мер рассматривать два города по-отдельности нелогично) не было зарегистрировано ни одного нового случая заболевания. Это воодушевило многих, но глава администрации немного притушил эмоции, назвав этот результат “хрустальной стабильностью”. Но сначала — голая статистика.
С начала эпидемии в Апатитах 143 человека получили положительный тест на коронавирус. Из них, по словам Николая Алексеевича, 107 уже здоровы.
— Спасибо за это нашим докторам! — говорит глава администрации. — Те приемы и методы, которые применяли и продолжают применять в АКЦГБ, дают очень хороший результат.
Заболевшие коронавирусом проходят лечение в Апатитах, где находится инфекционное отделение на 30 коек и ковидный госпиталь на 136 коек. То есть необходимые лечебные мощности в нашей медицине есть, — уверен Николай Бова. — К сожалению, один житель Апатитов в результате этой инфекции ушел из жизни.
Несмотря на то, что самые эффективные средства профилактики распространения коронавируса — это социальное дистанцирование, самоизоляция, минимизация нахождения на улице, к сожалению, индекс самоизоляции за последние дни — 2,6. Это значит, что очень много людей вышли на свежий воздух. Кстати, удивительно, что в выходные индекс был выше. Связываю это только с тем, что многие выехали на природу. То, что творится сейчас на улице, все видят (город гуляет, причем компаниями — А. Г.).
Николай Алексеевич рассказал, что в выходные, посетив магазины “Твой”, “Евророс” на улице Бредова, а также две АЗС, он пообщался с людьми.
— Меня просто поражает равнодушное отношение многих граждан к тому, что они обязаны выполнять. Масочный режим, к сожалению, соблюдается далеко не всеми. Разговариваю с молодыми людьми, они с улыбочкой говорят: а вы что, верите в коронавирус? Молодая девушка из этой компании надела маску после того, как я пригласил ее пройти со мной к инфекционному отделению. Я был готов показать ей тех, кто дышит при помощи кислородных концентраторов.
Следующий разговор — с беременной женщиной, она вместе с мужем пыталась мне доказать, что неприкосновенна. И только после того, как я привел конкретный пример перинатального областного центра, где сейчас очаг заболевания, она надела маску. Встречаю семейную пару, которым за пятьдесят, казалось бы, должны все понимать — нет, оба без масок. Только после того, как я достал мобильный телефон, чтобы вызвать полицию, они ушли из магазина без покупок. Вот с таким отношением нам будет очень и очень тяжело выйти из тех ограничительных мер, в которых мы живем третий месяц. Не надо питать иллюзий! Для того чтобы с 1 июня открыть хотя бы парикмахерские, на этой неделе коэффициент распространения инфекции должен быть не больше единицы (формула расчета индекса есть на сайте Роспотребнадзора). А у нас он сейчас 1,1. Вот и скажите — есть шансы при таком отношении к масочному режиму, к далеко не самому жесткому режиму самоизоляции на что-то рассчитывать?
Нет более эффективного метода, чем защита самого себя: мытье рук, маска в общественных местах и в транспорте (на улице маска желательна) и соблюдение социальной дистанции. Вот то, что кардинально поменяет ситуацию. Нам удалось главное — избежать взрывного распространения инфекции, у нас легко переносящих заболевание — 60 процентов, не было тяжелых больных, остальные средней тяжести. Много бессимптомных и в этом главная опасность — человек может не знать, что болен, поэтому заражать других. Вирус продолжает атаковать — он никуда не делся.
В масках еще два месяца
— По каждому случаю проводится эпидемиологическое расследование. Вы знаете, сколько один заболевший может потянуть за собой?
— Я знаю каждый случай и каждую цепочку заражения. Цифры бывают разные — все зависит от количества контактов. У нас на пальцах одной руки можно сосчитать семьи, в которых был зараженный, но они устояли. Чаще заражается вся семья.
На работе не надо устраивать совместные чаепития, контакты с коллегами надо минимизировать. Один из последних случаев: заражение соседей по лестничной клетке. Зачем надо было устраивать посиделки с подружкой-соседкой, которая работает, а значит, имеет больше рисков подхватить инфекцию?
На этой неделе началась большая дезинфекция общественных территорий, и это еще одна мера, которая может остановить распространение вируса.
— Надеюсь, все это позволит нам через какое-то время вернуться к обычной жизни. Каким будет этот промежуток времени — неделя, месяц, три, — зависит от каждого из нас, — говорит глава администрации. — Надо настроиться на то, что масочный режим будет действовать минимум два месяца, так говорит главный санитарный врач страны.
По словам Николая Бовы, очаги заболевания, которые были выявлены в городе, сейчас купированы. К обычному режиму работы, но в условиях повышенной готовности, вернулись психиатрическая больница и полиция. В поликлинике КНЦ ситуация тоже стабилизировалась, но там постарались минимизировать нахождение пациентов. В закрытых режимах продолжают работать АПНИ, дом ребенка и стационарное отделение центра социального обслуживания.
— В понедельник на оперативном совещании губернатор области сказал, что со среды контроль за соблюдением масочного режима усилится вплоть до того, что в магазинах и на транспорте людей без масок обслуживать не будут. Апатиты готовы к такому противостоянию с теми, кто не верит в вирус и поэтому не использует средства индивидуальной защиты?
— К этому должны быть готовы хозяева магазинов, для которых написано постановление губернатора, — говорит Николай Бова. — За вчерашний день (понедельник 25 мая) было составлено шесть протоколов о нарушении. Десятки людей уже получили штрафы, пока на тысячу рублей. Но для того, чтобы эта работа была системной, должна быть жесткая и принципиальная позиция хозяев и руководителей магазинов и АЗС, водителей и кондукторов общественного транспорта. Сейчас у них у всех есть право не обслуживать покупателя без маски, не продолжать движение, если в салоне пассажир без маски. Они имеют право попросить людей надеть маски, а в случае возникновения конфликтной ситуации вызвать наряд полиции.
Но еще раз повторю — одними карательными мерами мы ничего не добьемся. Нам не надо стесняться говорить о том, что это реально опасная болезнь. Еще раз отмечу, что в Коммунарке только 17 процентов из тех, кто был подключен к ИВЛ, выжили. Это не шутки! Кому-то повезло — перенес на ногах и даже не заметил этого. А кому-то не повезет, и это могут быть ваши родители, бабушки и дедушки. Давайте их побережем!
Маленькие штрафы, поэтому и люди так относятся! Вот когда по 30 тысяч «обилечивать» будут, все враз маски наденут!