“Сан Саныч, здравствуйте, как дела?”. Он иногда слышит такие восклицания даже с другой стороны улицы. Тренера Калягина знает, наверное, полгорода, ведь с 80-го года и по сей день он, в прямом смысле, “на спорте”. И вместе со спортом его жизнь разделилась на три этапа.
Из деревни
31 марта Александру Калягину исполнится 70. И он сам позвонил в редакцию, чтобы рассказать о себе. А рассказывать есть о чем — в 41 год он стал серебряным призером чемпионата СССР по зимнему многоборью!
А начиналось все с послевоенной вологодской деревни и большой семьи, где Александр был третьим ребенком из шести.
— Мой отец, офицер, после войны отсидел за то, что попал в плен. Вышел в 47-м, вернулся, женился, дети пошли. Работал на молочном пункте, мама моя была учительницей, потом библиотекарем, все мы хорошо учились в школе. Но хотелось из деревни вырваться — один пиджак и в школу, и на танцы, два велосипеда на шестерых, повальное пьянство… И я после восьмого класса решил поступать в речное училище — там полное обеспечение, питание.
Было мне 15 лет, приехал в Питер, добрался до училища и… не прошел тест на цветоощущение, не годен. Ну, ревел два часа в коридоре. Вышел профессор: “Что ты плачешь, мальчишка?”. А я весил 50 килограммов, мы же работали с десяти лет в деревне, зарабатывали трудодни. Но не зря проплакал — профессор сказал прийти, пересдать. И я пересдал!
Именно в училище я познакомился со спортом — там очень строго к физкультуре относились. Преподаватель говорит: “У тебя пять двоек, тебя отчислят”. Как же так? Я ведь жилистый, хоть и худенький, в деревне бегал на деревянных лыжах. И меня определили в лыжную секцию, да так, что через четыре года мне не хватило пяти секунд до мастера спорта.
В 1969 году Калягин окончил училище и получил направление в Кириши. Причем, с условием числиться, но заниматься только спортом. Он удивился: как это, получать зарплату ни за что? И отправился в родную Вологду, оттуда в 19 лет — в Морфлот, на три года. Вначале в Северодвинск, потом в Североморск, в спортроту. Там он выигрывал все подряд: первенство части, округа, попал в сборную флота, стал призером в легкой атлетике, перворазрядником, инструктором… Говорит, просто “любил пахать”.
Служба окончилась — снова в Вологду. Устроился на льнокомбинат слесарем и сразу стал тренером по стрелковому спорту. Все выигрывал: велоспорт, стрельбу, кроссы. Дали комнату в коммуналке, женился, родился сын. И тут… проблемы с сердцем.
— Думаю, тренер меня загнал. Я тогда, в 25 лет, мог за день 50 километров пробежать, на велосипеде двести проехать… Был призером в индивидуальной гонке, выполнил первый разряд. А тут пришлось понять, что одним трудом и пахотой не взять, нужен верный расчет.
И он поступил в Ярославский пединститут, на факультет физвоспитания. Пять лет учился заочно, окончил почти с отличием. Остро встал вопрос с жильем, и тут, в 1979 году, от родственницы услышал про город Апатиты и отличный трест “Апатитстрой”.
Было счастье
— У меня на тот момент — первый разряд по велоспорту, первый по бегу на средних дистанциях, я кандидат в мастера по лыжным гонкам, многоборью… Из газеты “Советский спорт” знал про апатитскую знаменитую хоккейную команду. Нашел телефон спортклуба “Апатитстроя”, позвонил председателю, Виктору Федорову, рассказал о себе. Получил ответ: “Приезжайте работать!”.
В спортклубе тогда занимались строители от 18 до 60 лет. Прикинул свои возможности “играющего тренера”, понял, что будем попадать в тройки. И началось: в тире второй школы тренировки по стрельбе, три раза в неделю бассейн, легкая атлетика, бег, метание гранаты, подтягивание…
Спорт тогда очень пропагандировали, результатов требовал профком, трест “Апатитстрой” гремел в СССР, и ему нужны были спортивные победы тоже. Тогда, кстати, Мухачева стала олимпийской чемпионкой, прославила “Апатитстрой”.
Вообще, по рассказам Александра Калягина, в тресте было много сильных спортсменов — выступали на соревнованиях самого разного уровня, от Праздника Севера до состязаний Всесоюзных ударных строек. А году в 85-м начали проводить комплекс ГТО по многоборью, в том числе зимнему, — чемпионаты России и СССР.
— И в 39 лет я выполнил норматив мастера спорта — сердце-то уже восстановил. Спустя три года на соревнованиях (там уже спонсоры были), мне говорят: не видать тебе приза, ты по возрасту не в основной группе. Ну что ж, пробежал на лыжах, отстрелял, подтянулся 75 раз — дали приз, костюм “Адидас”!
К 1993 году спортклуб “Апатитстроя” вышел на всероссийский уровень: десять КМСов, четыре мастера спорта!
— Федор Козлов стал всероссийским призером в старшей возрастной группе. Юрий Глебов — мастер спорта по многоборью, Елена Хвальчик была четвертой на чемпионате СССР, сто раз отжималась. Мужики 50-летние по 50-60 раз подтягивались — у меня тренировки, методика!.. Так я все задачи выполнил, а потом треста и спортклуба в нем не стало. И моя счастливая тренерская судьба окончилась.
Строгий, справедливый
В 1994 году Александра Калягина пригласили во вторую школу работать учителем физкультуры. Все надо было начинать сначала: была высшая тренерская категория тренерская “по взрослым”, а в школе он оказался без разряда. Но через восемь лет стал педагогом высшей категории.
— Я был строгим, но справедливым. Ставил двойки, но тех, у кого не получалось, звал на секции: по ОФП, плаванию, лыжам, флорболу. На работе был по 12 часов в день! Школа начала выигрывать олимпиады по физкультуре, был даже призер всероссийской — Валентин Кушнарев. Я разработал свою методику подготовки и развития выносливости у детей начальных классов в условиях полярной ночи — эта работа была опубликована в журнале “Физкультура и спорт”. Кстати, у меня есть сертификат, подписанный Владимиром Сальниковым, я прошел у него краткосрочные курсы на всероссийских соревнованиях по плаванию в 2002 году.
Калягин пришел в школу сорокалетним призером СССР, привыкшим к работе со взрослыми. А тут — дети. Пришлось переучиваться, самому характер менять.
— Что я понял в школе? Что 13-15 лет у детей — возраст “проклятый”, его надо перетерпеть, и важно, чтобы в это время им попался хороший человек.
Калягин готовил школьникам лыжни и горки, смазывал лыжи, давал открытые уроки, готовил к ГТО… А потом его внучка, Алина, подросла, и он решил вернуться в тренерство.
Его дети
В этом году Алина Калягина оканчивает 11-й класс. Она чемпионка области по плаванию и кандидат в мастера спорта, вместе еще с одной ученицей Калягина, Любой Мелентьевой.
— Алина сейчас — рекордсменка города на 400 метров, на 800, полтора километра плывет 18 минут, сотня метров — минута! Потом я, к сожалению, приболел, и передал девочек другому тренеру.
С 2009 года Калягин работает в детской спортивной школе “Юность”. Сейчас у него занимаются плаванием дети 8-10 лет. За шесть месяцев шесть человек у него выполнили третий юношеский разряд, а ведь некоторые не просто не умели плавать — воды боялись!
— Как-то мне дети и родители сделали адрес поздравительный, слова хорошие написали. Директор спортшколы прочитала на планерке и говорит — редко такое бывает, к сожалению. А знаете, как тренеру такие моменты важны?
Калягин уверен: чтобы добиться успеха в любом деле, человеку нужна в первую очередь дисциплинированность. А в тренерской работе главное — уважать ребенка, потому что дети — не рабы. Ты должен быть жестким, но добрым, учить только словом и примером.
Александр Александрович принес на встречу тяжеленный рюкзак, в нем — вся его жизнь, отданная спорту и людям.
— Я даже и забыл, сколько их у меня: благодарностей, лент, медалей и значков. Вот на фото мы в 1984 году, чемпионы Мурманской области, команда “Апатитстроя”. Вот бегу в Мурманске на центральном стадионе, вот в Североморске, на деревянных лыжах…
Калягин показывает отстрелянные мишени: десять выстрелов из мелкокалиберной винтовки, сто очков и ста. А чтобы попасть в призеры России, надо было на соревнованиях выбивать не менее 96. Когда готовился — проверял себя, записывал детально: из какого положения стрелял и даже во что был одет в момент наилучшего результата. Это и есть тренерская работа — знать и проверить, как лучше, как учить других. В квалификационной книжке у него с 1965 года записаны все результаты и достижения, с 1972 года он вел дневник собственных тренировок.
Вот — удостоверение мастера спорта, бился за него, в 40 лет получил. Грамоты и ленты — ветеран труда, ветеран спорта… А самое главное, самое ценное — серебряная медаль чемпионата СССР по многоборью (зимний полиатлон). То, ради чего боролся, к чему стремился, случилось в 1991 году. К медали прилагается значок от Госкомспорта СССР, номерной. Это настоящая реликвия — приятно носить!
Сейчас у Калягина, в его 70, есть, пожалуй, все для гордости: заслуги, уважение, крепкая семья и четверо внуков. А еще те, кто не забывает при встрече сказать: “Привет, Сан Саныч! Как здоровье, как ваши дела?”.
Елену Хвальчик не готовил Калягин. Это враньё. А то что отжималась 100 раз — это правда. Кстати — возьмите у Елены интервью — как сложилась ее судьба.