Раз в году старшеклассники всех школ города собираются на большой бой, имя которому военно-спортивная игра “Орленок”. Это проверка школьников на меткость, скорость, силу, знания и волю к победе.
Бессмертная игра
Каждый год “Орленок” проходит в канун Дня защитника Отечества и обязательно посвящен историческому событию. “Орленок-2020” — 75-летию Победы в Великой Отечественно войне.
…Торжественное открытие игры начинается во второй половине дня, но еще до этого проходит один из самых тихих этапов — стрельба. На нем нередки неожиданности, ведь помимо меткости и навыков, участнику необходимы выдержка и абсолютное спокойствие. А попробуй-ка унять сердцебиение, когда ты отстаиваешь честь школы! В этом году самыми меткими и подготовленными оказались ребята из школы №14, второй результат у команды кадетов из четвертой школы, на третье настреляли ребята из третьей школы.
В два часа дня 19 февраля команды всех девяти школ города торжественным маршем зашли в зал спорткомплекса “Атлет”. Здесь и произошло открытие военно-спортивной игры “Орленок-2020”. Участников приветствовали Алексей Гиляров, глава Апатитов, Андрей Самотоин, советник по патриотическому воспитанию председателя Российского движения школьников, Денис Кашин, военный комиссар военного комиссариата по городам Кировск и Апатиты.
Алексей Геннадьевич напомнил участникам: в каждом из них течет кровь воинов-победителей, а поэтому даже на игре надо биться до конца.
— Приятно, что “Орленок” уже много лет живет и продолжает привлекать в свои ряды новых участников, — говорит Андрей Самотоин.
Кстати, чуть позже Андрей Николаевич рассказал, что игра, наконец, получает свое логичное продолжение — региональный, а затем и российский этапы. Денис Кашин пожелал участникам честной борьбы и взаимной поддержки, а судьям — непредвзятости. На этом торжественная часть закончилась и началась самая шумная и эмоциональная — военизированная эстафета.
И один в поле воин
В ней участвуют все участники команды. Главная цель этапа — быстрее всех и без ошибок преодолеть эстафетную дистанцию. Это делает каждый участник команды, причем бежит не по прямой, а довольно крутым “зигзагом”. А еще во время эстафеты надо на скорость разобрать-собрать автомат, надеть костюм химзащиты и противогаз — в таком прекрасном виде тоже бежать, мгновенно снять с себя всю эту красоту и зарядить-разрядить магазин.
Кстати, в этом году я подметила, что в каждой команде — свой способ раскладывать патроны для последнего задания: кучей, веером, ровными рядами или в шахматном порядке. Как это влияет на скорость, сказать не могу, потому что момент попадания патрона в магазин АК глаз просто не фиксирует — это происходит молниеносно. А когда все участники пробегут свою дистанцию, к финишу бежит уже вся команда — ставит шест, на который с флажком “взлетает” самый ловкий участник.
Эстафета давно уже проходит под крики, свист, аплодисменты и даже хлопанье по полу. Но в этом году это было настолько громко, что у меня закралось подозрение: болельщиков тоже где-то готовили, отдельно от команд. И это здорово! Кстати, в этом году именно во время эстафеты произошло невиданное — по две команды прошли ее с одинаковым результатом: за 13 минут 11 секунд — первая и четырнадцатая школы, и в 14 минут 14 секунд уложились шестая и пятнадцатая школы.
Эстафету пробегают сразу две команды одновременно, и наличие соперника, безусловно, подстегивает. Но школ у нас девять, а поэтому каждый год одной команде сложнее всех — ей приходиться бежать в одиночку. На этом “Орленке” такая участь досталась первой школе, но даже отсутствие конкурента не помешало им завоевать на эстафете первое место.
Песни разные нужны
Второй день “Орленка” тоже начинается с относительной тишины — кричать и свистеть во время интеллектуального этапа ни к чему. В этом году его проводили в библиотеке имени Гладиной в формате “Что? Где? Когда?”. По его итогам первое место заняла команда школы №6, второе место у школы №14, третье — команда десятой школы.
Из библиотеки команды вновь вернулись в спортивный зал “Атлета”. Во второй день тут соревнуются капитаны, и проходит конкурс строя и песни. Последний хоть и выведен из зачета, но, тем не менее, все команды стараются сделать его самым красивым. Баллы ставят только за строевые приемы в составе отделения. На этом этапе особенно выделялась команда четвертой школы, что и понятно — у кадетов в разы больший опыт выступлений на различных конкурсах, где всегда есть смотр строя и песни.
— Такой песни, как у нас, ни у кого не будет, — интриговала меня Ирина Бельская, педагог четырнадцатой школы.
Я не верила — за последние лет 13, что бываю на “Орленке”, слышала, кажется, все “маршевые” песни, да не по разу, сейчас тоже дважды шли под вечную строевую “У солдата выходной”. Но… четырнадцатая и правда удивила.
— Это “Пора домой” группы “Сектор газа”, — уточнил директор школы Юрий Каверин.
— Кто же это им такой репертуар нашел?
— Я, — засмеялся Юрий Евгеньевич. — Ну, а сколько можно под одно и то же маршировать? А в этой песне и ритм подходящий, и слова про службу.
В итоге, школы №14 и №4 поделили между собой первое место за строевые приемы, а третье завоевала первая школа.
Страх, как мотиватор
Конкурс капитанов на “Орленке -2020” — украсила Полина Мальцева. У нее четвертое место из девяти, и она — единственная девушка-капитан.
“У четвертой девчонка-капитан, говорят, упражнение на пресс 66 раз делает!”, — уважительно обсуждали между собой мальчишки в одной из команд. Упражнение на пресс, а точнее подъем туловища из положения лежа, — это одно из испытаний для капитанов. На него дается минута, за которую упражнение надо сделать максимальное количество раз. Полинин рекорд в команде соперников явно преувеличили, на самом деле он равен 44 подъемам. Был. Во время “Орленка” она его побила и выполнила упражнение 53 раза, потом призналась, что, видимо, “с перепугу”.
О том, что Полина настоящий капитан, говорят и ее педагоги. По их словам, именно она подстегивала команду и не давала ей расслабиться во время тренировок, да и во время игры.
Также капитаны во время конкурса на время надевали противогаз и в нем разбирали-собирали автомат, а также надевали костюм химзащиты. В итоге, самым быстрым капитаном стал Андрей Бурцев (первая школа), второе место поделили между собой Антон Назаров (школа №15) и Сергей Поддубный (школа №14).
Конкурсом капитанов “Орленок-2020” закончился. Впереди команды ждало награждение, за каждый конкурс отдельно, индивидуальные и командные. И вот, наступило самое волнительное — объявление призеров и победителя. Итак, “бронзу” “Орленка-2020” завоевала команда кадетов из школы №4, второе место у первой школы. Казалось бы, в момент объявления серебряных призеров, победители уже вовсю ликуют, но не в этот раз. Девчонки из команды-лидера, скрестив пальчики, шептали: “Пожалуйста, пожалуйста”.
— Победителем военно-патриотической игры “Орленок-2020” стала команда школы №14! — наконец объявил Юрий Новожилов, главный судья игры.
Команда, кажется, ушам своим не поверила, и только спустя секунд пять ребята и их педагоги взорвались слезами и смехом одновременно. И понять их можно — слишком давно школа шла к этой победе.