В библиотеке имени Гладиной субботним днем было очень людно: в гости к апатитскому лекторию «Край, в котором я живу» приехал московский лектории «Извилины знаний». На нашей площадке выступили известные и любимые слушателями лекторы: Алексей Паевский и Анна Хоружая. На протяжении трех часов мы слушали и говорили… о мозге, его особенностях и возможностях.
Лекция Алексея была посвящена поразительному интерфейсу «мозг-компьютер»: иными словами, возможностям мозговых импульсов человека с помощью новейших научных разработок буквально управлять телом, протезами и компьютерами. Не по воздуху, конечно (хотя и о телепатии пара слов была сказана), а через вживленные в мозг электроды. Алексей Паевский рассказал, в частности, о том, как были созданы биомеханические протезы, управляемые нервными окончаниями; как благодаря тиражу пластинки «Beatles» в 1969 году появилась первая компьютерная томография; как первый интерфейс «мозг-компьютер» позволил в 1998 году впервые в истории получить обратный отклик у пациента с синдромом «запертой комнаты» — он смог передвигать «силой мысли» стрелку курсора томографа вверх и вниз.
Сегодня парализованным людям научные прорывы позволяют, к примеру, включать мышцы собственных конечностей с помощью миостимуляции с электродами «мозг-компьютер»; осязать вещи протезами с особыми датчиками давления, связанными с сенсорными участками мозга. Лектор объяснил нам, что такое нейрочат, и сколько минут требуется человеку, чтобы без помощи пальцев набрать двусловную фразу на клавиатуре, рассказал, сколько электродов вживили в мозг мыши специалисты компании Илона Маска и чем этот эксперимент пока закончился.
А кому помогут эти открытия, если с телом все в порядке? Например, в игровой и образовательной сфере, или даже в работе водителей-дальнобойщиков, когда «нейрокепка» уловит момент засыпания человека и перепрограммирует движение авто на остановку у обочины. Но в первую очередь, это все необходимо для реабилитации при инсультах и управления нейрокистью, при травмах позвоночника и других физиологических проблемах. Впереди у ученых – множество интереснейших достижений в этой сфере, в том числе и продолжение разработки интерфейса «мозг-мозг».
Затем слово взяла Анна Хоружая – ее лекция называлась «Мозг-гурман: нейрофизиология гастрономических удовольствий». Анна в подробностях рассказала о том, какими органами чувств и как именно мы воспринимаем пищу, как сигналы о ее пригодности попадают в мозг и какими его отделами они обрабатываются. Кроме того, она упомянула важные для каждого из нас «центр голода» и «центр насыщения», объяснила, как есть и не переедать. Рассказала и о том, что вкусов сегодняшняя наука насчитывает семь, и что отделы языка, отвечающие за разные из них, мы изучали в школе зря – просто в перевод научных трудов много лет назад закралась досадная ошибка.
А потом публика задавала вопросы и очень долго не отпускала Анну. Правда ли, что вкусы детей и взрослых в пище различаются? Да, полностью вкусовые рецепторы формируются только к 21 году. Правда ли, что снижение обоняния может сигнализировать о проблемах со здоровьем? Да, может быть предвестником болезни Паркинскона или Альцгеймера, также способно вовсе исчезнуть при черепно-мозговых травмах и после сильного стресса. Правда ли, что вкус и обоняние у здоровых людей не снижаются с возрастом? Да, это так, а «мороженое в молодости было вкуснее» — лишь вопрос эмоциональной ностальгии. Правда ли, что неприятно пахнущие продукты, например
рокфор или устрицы, мы едим вопреки сигналам обоняния? Да, потому что роль тут играет вопрос вкусового любопытства и закрепленный позитивный опыт первой «пробы». Почему при сильном насморке еда кажется пресной? Потому что один из двух мощнейших факторов восприятия еды полностью перекрыт. Правда ли, что при недостатке кальция хочется есть мел, а при недостатке хрома – сладости, и почему? Хороший вопрос, на который наука пока не знает ответа…
— У нас с Алексеем есть портал Neuronovosti.ru, там можно найти наши лекции, условно собранные под заголовком «Извилины знаний», выбрать что-то и пригласить нас – мы с удовольствием приедем, — говорит Анна. — Лекции мы готовим на основе того большого количества информации, которую мы перерабатываем каждый раз для подготовки публикаций для портала и просто для новых лекций. Так что собственной площадки у нас нет – есть просто творческий дуэт, или трио, когда мы выступаем с нашим другом, медицинским журналистом Алексеем Водовозовым.
Кстати, лекции москвичи читают нам совершенно бесплатно. Почему?
— Знаете, если нам предлагают гонорар – это хорошо, а если нет – и не надо, ведь мы с коллегой считаем, что знания – это первостепенная вещь, которая очень ценна и к которой должен быть доступ у любого человека. Это наша позиция, к этому мы стремимся.
Я считаю, все наше популяризаторское сообщество трудится над тем, чтобы у людей улучшалось рациональное мышление, чтобы они лучше понимали сложные вещи. Сегодня все эти фейк-ньюс, мракобесные истории хорошо, к сожалению, продаются и легко усваивается. Их распространение ради «кликабельности» сайта и его заработков позволяет зарабатывать деньги, но в то же время – это всего лишь игра на эмоциях читателя и зрителя с помощью психологических приемов. И в наш век переизбытка доступной информации, людям важно выработать новый навык, который позволял бы проверять информацию, а не просто поглощать ее без разбора, и отличать науку от лженауки. Мы с коллегами считаем, что было бы полезно и в школе ввести новый предмет «рациональное мышление», чтобы обучить людей важному навыку классификации информации и отделению зерен от плевел.
Алексей Паевский — главный редактор портала Neuronovosti.ru, научный редактор портала Indicator.ru, создатель портала Mendeleev.info. Анна Хоружая — заместитель главного редактора и выпускающий редактор портала Neuronovosti.ru, врач лучевой диагностики, младший научный сотрудник Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения Москвы.