“Дочки-сыночки” и “Хлебные крошки” — так называются книжки Ольги Пархоменко, которые она представила своим читателям в клубе “Счастливые родители”. Совсем скоро тут пройдет очередной фестиваль чтецов, который уже семь лет организует клуб и в котором принимают участие даже двухлетки. А Ольга Пархоменко за эти годы совершенно не изменилась: она по-прежнему воспитатель в детском саду “Кораблик”, все так же пишет и прекрасно читает стихи,
и говорит, что это огромное счастье — жить среди детей!
С самого детства
На счету Ольги Пархоменко — четыре книжки. В субботу ей предстояло рассказать о двух новеньких, а слушатели — ее детсадовские воспитанники и их родители. Ну какая тут презентация? А самая обычная, ведь Ольга Николаевна знает, как говорить с детьми — интересно, нескучно, полезно. А поддержали ее девочки из клуба “Счастливые родители”, которые семь лет назад на первом фестивале, будучи малышами, читали ее стихи. Прочитали и теперь, хотя совсем уже барышни.
— Я родилась в Апатитах, но в детский сад не ходила, потому что много болела. И родители каждый год отвозили меня в деревню к бабушке. А что такое деревня для малыша? Целый мир природы, животных, насекомых. Там я научилась не просто любить природу, но и замечать в ней что-то особенное, интересное, то, что потом описала в детских стихах.
Школьницей Ольга начала писать о маме, о друзьях, потом на конкурсы, в стенгазету. Вначале четверостишья, а однажды сочинила даже оду школьникам! Как и все в юности, начала задумываться о смысле жизни и в 16 лет написала стихотворение, которое начиналось так: “Опоздать бы мне на поезд, что увозит нас из детства. Но в ответ я слышу голос, что напрасно это средство…”.
Любовь к малышам она замечала за собой со школы — с удовольствием возилась с детьми, учила младших двоюродных сестер и братьев читать, писать, петь песни. И мечтала о профессии учителя. Но судьба привела в детский сад, и эта работа оказалась вовсе не такой радужной, как казалось девочке-подростку:
— Я попала в ясельную группу, у меня было 32 ребенка двух-трех лет. Милые, озорные, любимые. И вот я возилась с ними и страшно боялась их родителей: все они были старше меня. Иногда мамы и папы заглядывали в группу и говорили: “Девочка, позови воспитателя, пожалуйста?”. Тогда поэтические способности ушли на второй план — мне нужно было осваивать профессию. Потом — семья, дети, я окончила институт. И вот когда в жизни появилась определенность, а в работе опыт и спокойствие, у меня вновь стали рождаться рифмованные строки. Я складывала стихи в стол, читала маме, детям, но в основном писала для себя.
Чтобы поняли себя
Так бы и лежали тетрадки незамеченными, если бы не встреча с Татьяной Ивановой, руководителем клуба “Счастливые родители”. Здесь очень заинтересовались творчеством Пархоменко и стали подгонять: давай-ка, Ольга Николаевна, писать и издавать книгу! Самую первую книжку сделали в клубе, это теперь, можно сказать, библиографическая редкость. А в 2012 году вышел первый, настоящий сборник стихов Ольги Пархоменко под названием “Добрый Лешка”. У нее принцип: героями стихов становятся воспитанники из детского сада, она старается охватить всех, подметить что-то особенное в характере каждого ребенка. И прототипом героя первой книжки стал мальчик Алексей — его мама, Ирина Феодосьевна, пришла на субботнюю презентацию и была растрогана до слез.
— Когда смотрю на детей, в голове рождаются стихи, — говорит Ольга Пархоменко. — Ведь дети, которых я воспитываю, — самые лучшие, добрые и аккуратные, самые трудолюбивые. И мне хочется, чтобы они чему-то у нас научились, чтобы не поступили неправильно, чтобы их никто не обижал, и они бы выросли счастливыми. Поэтому иногда у меня есть и стихи о непослушных детях, или грустных, или огорченных. Это для того, чтобы маленькие дети лучше понимали себя и свои поступки.
Например, в сборнике 2014 года “Два солнышка” есть стихотворение “Веточка”. Тут нужно объяснить, что для фестиваля дети с родителями сами выбирают любое стихотворение Пархоменко. Так вот “Веточку” ребята рассказывают чаще всего! И автору этот факт приятен: значит, мысль о том, что “веточка — тоже чья-то деточка”, малышам понятна, они переживают за деревце и учатся беречь природу, не ломать деревья, не рвать цветы, любоваться красотой бережно. Тогда же, в 2014-м, изменился формат книг — стал более удобным, и в каждой появилось обращение автора к читателям.
В 2017 году выходит третий сборник — “Добрый гномик”. Ведь после каждого фестиваля, по словам Ольги Николаевны, у нее “прорастают крылья радости и любви, и потоком идут стихотворные строчки. Так, что через месяц можно уже новую книжку издавать”. Останавливает лишь одно: Ольга Пархоменко еще и самостоятельно иллюстрирует книги. Поскольку хоть и любит она это дело, специального образования у нее нет, и на картинки уходит масса времени. А хочется, чтобы не просто рисунок — хочется передать настроение, образ, чтобы дети чувствовали и воспринимали стихи ярче.
Она, кстати, пишет стихи не только детские. Бывает, что какие-то события — счастливые или грустные — подсказывают рифмы. Но эта поэзия пока не издается. Зато в этом году вышел толстенький сборник под названием “Дочки-сыночки”. В предисловии к нему — слова о родителях, о том, что мы можем позволить себе быть чуть-чуть детьми, пока живы наши мамы и папы.
Впервые проза
А вот и сюрприз — книжка “Хлебные крошки”, куда вошли стихи и рассказы для детей о войне. Сборник совсем свеженький, отпечатан месяц назад в Санкт-Петербурге. Книгу Ольга Николаевна приурочила к предстоящему 75-летию Победы.
Трудно рассказывать современным малышам о войне, но Ольга Николаевна находит слова. Упоминает учебные сирены и говорит, что когда они звучат, маленькие дети бегут поближе к воспитателю, а ведь этот звук у них не должен вызывать никаких ассоциаций. Но дети пугаются, чувствуют тревогу. А о том, что такое настоящая “военная тревога” Ольга Пархоменко и рассказывает в книге.
Дальше — стихи. О солдатах и о ветеранах, об играх военного детства. Ее героиня — Галочка, всего на год старше войны. Рассказы написаны очень деликатно, автор будто перевоплощается в малыша и описывает войну его глазами. Но мы же знаем, что у персонажа всегда есть реальный прототип! “Дорогие мои читатели, — пишет в заключении автор. — Я рассказала вам невыдуманные истории из жизни одной девочки. Вам, наверное, интересно как сложилась ее дальнейшая жизнь? Галочка выросла трудолюбивым, умным и очень добрым человеком. Военное детство закалило ее характер, научило преодолевать трудности и не жаловаться на всякие мелочи. Она точно знает, как и многие дети, которые видели ужасы войны, что главное — это мир. Эта девочка — моя мама”. И мы знаем эту маму, теперь уже Галину Алексеевну — она часто заходит в редакцию, чтобы мы помогли ей перевести деньги на счет кого-то из больных детей, подопечных фонда “Наше будущее”…
А Ольга Николаевна поясняет:
— В детстве я слышала, как дедушка пел военные песни — он был шофером, одним из тех, кто по “Дороге жизни” возил продукты в блокадный Ленинград. А мои родители были маленькими во время войны, и я всегда со слезами слушала их рассказы. И постаралась для ребят написать — не страшно, но правдиво, — как они росли во время войны, как ее пережили. Я просто очень хочу, чтобы все современные дети умели быть милосердными и сострадательными.
Кстати, Ольга Пархоменко все поэтические сборники издает на собственные средства тиражом по тысяче экземпляров. Могло бы, наверное, быть и больше, ведь добротной детской поэзии сегодня маловато, а тут еще и поэт свой, местный! Но на другие тиражи и другое распространение нужны деньги. А просить ни она, ни ее поддержка из “Счастливых родителей” больше ничего и ни у кого не хотят. Помнят фразу, брошенную кем-то из чиновников: “Вам что, книжек в магазине мало?”. Нам — мало. А вот советчиков что-то многовато.