Наша читательница Ирина Владимировна рассказала историю о том, как два дня назад неизвестные попытались получить доступ к ее банковской карте. Сразу скажу, на уловку злодеев женщина не попала, но была близка к этому. И она не уверена, что более неискушенные в финансовых вопросах люди, особенно пожилые, будут так же бдительны. А потому просила предупредить всех, кто читает “Дважды Два” — мошенники используют новые способы обмана.
С утра пораньше
Ирине Владимировне позвонили в 9.30 утра. Молодой женский голос сообщил, что звонят из службы безопасности банка (не уточняя, какого именно) и спросил — пользуется ли она банковской картой? Ирина Владимировна сказала: “Да, пользуюсь, а в чем дело?”, и услышала в ответ:
— С вашей карты списано 2000 рублей в пользу (далее фамилия, имя, отчество какого-то мужчины). Мы блокировали. Хотим узнать, на самом ли деле вы переводили деньги этому человеку. Вы одобряете эту операцию?
— Я была ошарашена, что она такое говорит, да еще так быстро! — говорит Ирина Владимировна. — И даже последние четыре цифры якобы моего договора с банком называет. Я говорю этой девушке: подождите, мне надо ручку взять, чтобы записать информацию. А та так спокойно отвечает, хорошо, мол, я подожду. И тут я подумала — столько лет пользуюсь одной-единственной картой, и никогда сотрудники службы безопасности банка мне не звонили. А сейчас, накануне перечисления пенсии, вдруг на тебе. До меня стало доходить — тут какая-то ловушка.
— Вы знаете, я пойду в свой банк и все сама узнаю, а потом перезвоню вам, — сообщила Ирина Владимировна “сотруднице службы безопасности”.
В банке, куда наша читательница примчалась через 40 минут после звонка, ей объяснили — все в порядке с вашим счетом и картой. Никто денег не списывал, а служба безопасности с такими расспросами клиентам не звонит.
Вроде бы преступления не случилось, но понервничать женщине пришлось здорово.
Дайте номер
А что было бы дальше, если бы она продолжила разговор со “службой безопасности”? Моей знакомой вообще позвонили с номера 900, который всем известен как сбербанковский. Знакомая сняла трубку, не сомневаясь, что звонят из Сбербанка. Звонивший сообщил, что банк занимается профилактикой незаконных переводов с карт, поэтому он проверяет сомнительные случаи, связываясь с клиентами напрямую.
— Два часа назад была попытка списать с вашей карты четыре тысячи рублей. Вы подтверждаете этот платеж? — спросил мужчина.
То есть начало разговора такое же, как у Ирины Владимировны. А дальше пошли расспросы: при вас ли карта, мог ли ею воспользоваться кто-то другой? И, наконец, главный удар — “операция показалась нам сомнительной, и во избежание неправомерного перевода денег мы временно заблокировали вашу карту. Чтобы ее разблокировать, нам потребуется некоторая информация. Вы готовы ее предоставить?”.
Мою знакомую попросили назвать номер карты и кодовое слово. Она сказала — “не буду”, наконец сообразив, что это мошенники. И тут ей пригрозили, что за отказ сотрудничать со службой безопасности банка, заблокируют карту на две недели.
На этом разговор закончился. Знакомая достала банковскую карту и позвонила по указному на ней телефону. Конечно же, в Сбербанке сообщили, что никто карту не блокировал и никаких попыток списания не было. Тем более, профилактических мероприятий.
Итак, мошенники попытаются получить у вас доступ к данным карты. Что же делать, если они вам позвонили, а вы взяли трубку? Отвечайте, например, “до свидания, я сейчас перезвоню в банк”. А если звонят якобы с официальных номеров телефонов банка? Оказывается, современные технологии позволяют с помощью особых программ сделать “переадресацию” звонка на любой “нужный” номер. Значит, людям следует быть вдвойне бдительными. Сходить в банк или перезвонить по номеру, указанному на карте, (“внедряться” во входящие звонки мошенники, к счастью, пока не научились).
Самое главное правило: нельзя сообщать полные данные своих банковских карт, CVV, коды и одноразовые пароли, приходящие по смс.
…А когда я перезвонила по номеру 8 (499) 324-36-54, с которого Ирине Владимировне звонили мошенники, знаете, что мне сказали? Ответил робот: “Для вызываемого абонента данный вид связи не доступен”.