Пережить переходный,

Современным родителям сейчас доступно большое количество информации. Тем не менее, снова и снова мне приходится сталкиваться с родительскими жалобами на поведение детей. Особенно это касается подростков.
Работая с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, я сталкиваюсь с недостаточной информированностью родителей в вопросах выстраивания детско-родительских взаимоотношений с подрастающим ребенком. Взрослые пугаются изменений поведения своего ребенка и ошибочно начинают действовать на сдерживание этих изменений. В результате дети отдаляются от них. Подростки слышат от родителей мелочные придирки, несправедливость, желание постоянно контролировать, чем они занимаются, с кем и как долго говорят по телефону и тому подобное. Вместо этого взрослые должны быть очень бережны с чувствами сыновей и дочерей и крайне осторожными в своих высказываниях.

Что нельзя говорить подростку

“Ты никто, ты совершенно ничего собой не представляешь”, “Как ты смеешь?”. В подростковом возрасте дети начинают развивать чувство собственного достоинства. Они только начинают любить себя. Эти слова родителей могут больно ранить и без того не очень уверенного в себе в это время подростка.
“Ты не можешь это делать…”. Родители обязаны остановить ребенка, если его действия навредят ему, но ограничения, наложенные как наказание, должны быть объяснены. Часто родители говорят: “Мы запрещаем тебе дружить с этой девочкой, она из неблагополучной семьи”. Наказания не должны распространяться на сферы жизни, которые касаются выбора самого подростка, например, с кем дружить.
“Ты не такой, как…”. Часто на приеме можно услышать такие слова: “Его сестра/брат — совсем другие, с ними никогда не было таких проблем”. Сравнения подавляют в ребенке уверенность, а чтобы доказать свою исключительность, он может пойти на многое, в том числе и на то, что родителям совсем не понравится.
“Ты одеваешься, как…”. Подростки пробуют новые образы, примеряют на себя различные роли. Одежда может помочь им принять свое изменившееся тело, к которому они еще не привыкли и оно кажется им неуклюжим, чужим. С помощью одежды они пытаются найти себя, обозначить себя как личность. Не критикуйте их — это важный этап становления личности. Критика внешнего вида может привести подростка к депрессии.

Чего не нужно делать

Требовать подробного рассказа о том, где был и что делал. Родители, безусловно, обязаны знать, где бывают и что делают их дети, но рассказывать подробно с точностью до минуты о своей жизни подростку тяжело, ведь он уже не ребенок и не преступник, а родители — не представители следственных органов. “Допросы” могут привести к тому, что ребенок будет игнорировать ваши вопросы и вас.
Не соблюдать конфиденциальность. Часто родители на консультации в присутствии детей начинают рассказывать о том, что ребенок врет, не слушается, на него жалуются в школе. Иногда желание психолога ограничить ребенка от необходимости слушать то, что он и так слышит дома, родители не принимают во внимание. Ребенок чувствует себя очень некомфортно. Подросток хочет быть самими собой, слушать ту музыку, которая его сейчас интересует, побыть в одиночестве. Это жизненно необходимо. Он не хочет, чтобы родители обсуждали его с кем-либо.
Кричать. Подростки эмоционально уязвимы. Крик родителей наносит непоправимый ущерб их неокрепшей психике. Родителям следует воздержаться от такого рода воздействия на своего ребенка в пубертатный период. Если родители готовы принять своего ребенка другим, не таким, каким они хотели бы его видеть, их спокойствие принесет гораздо лучшие результаты в преодолении непростого отрезка жизни.
Злоупотреблять насилием. Любое насилие для подростка со стороны родителей будет расценено как нелюбовь. Эмоциональное насилие или физическое, которое, к сожалению, родители продолжают применять к своему уже взрослому ребенку, может привести к ожесточению и ответным насильственным действиям.
Говорить подростку, что он еще ребенок. Подобные слова расцениваются подростком как утрата чувства собственного достоинства. Родителям не следует забывать, что подросток еще не взрослый, но он уже не ребенок. Относитесь к нему уважительно. Это важно!
На каждом этапе развития ребенка родителям следует быть осторожными в своих словах и действиях, особенно, если ребенок подрос. То, что родители считают случайным выговором, может позже иметь серьезные последствия.

Что родители могут сделать для своего подростка

Поощряйте желание открыто говорить с вами или другими взрослыми. Родители не должны быть единственными важными взрослыми в жизни ребенка, это поможет ему обратиться к кому-то еще, когда он не согласен с вами.
Сохранять спокойствие в отношениях с подростком, он вам за это будет благодарен.
Держите свое чувство юмора под контролем, не смейтесь над ситуацией, связанной с подростком, — это не пойдет на пользу отношениям.
Не делайте ребенка центром вашей жизни. Займитесь тем, что вам нравится. Найдите время для себя, для своих собственных интересов.
Подростковый период — временное явление, а вот то, как вы преодолеете этот период, может оставить глубокий след в дальнейших отношениях с ребенком.
Не стремитесь “исправить” ваших подростков, но если вы не знаете, как решить проблемы, связанные с подростковым периодом ваших детей, обращайтесь к специалистам.
Для того чтобы стать взрослым, оторваться от родителей, подростку необходим конфликт, противостояние. И он найдет его даже на пустом месте. А виноватым будет считать всех, но только не себя! Поделитесь с сыном или дочерью тем, что творится у вас на душе, что вас заботит, грызет, попробуйте поменяться ролями! Этот кризис пройдет, но он может оставить следы в душе ребенка, поэтому родители нужны в этот момент как никто другой. Вступая в конфликт с подростком, говорите с “я-позиции” (мне неприятно, больно, страшно), объясните, что вы ребенка любите и будете любить всегда, но есть поступки, за которые вам как родителю бывает стыдно. Спросите, как бы он повел себя на вашем месте. Принимайте совместные решения, сочувствуйте и помогайте, ведь ваш ребенок взрослеет…
Самое главное — пусть дети знают, что вы о них заботитесь, что любите их!

Наталья Дмитриева, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Апатитского КЦСОНа.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *