Вначале мы воспользовались фотографиями Варвары Рябовой, чтобы проиллюстрировать поездку апатитских детей в мастерскую Церетели. Чуть позже я опять услышала ее имя, от педагога школы искусств Ксении Колобовой: “У Вари в МСЦ персоналка, фотографическая… Она наша выпускница, получила диплом в прошлом году, сейчас учится в профильном классе. Варя человек, творчески наполненный, читает много, путешествует, ведет дневник путешественника, иллюстрированный собственными рисунками, благодарный ученик, которому все время мало и хочется еще…”. Ксения предложила с Варей познакомиться.
И что я думаю теперь, после беседы с Варварой Рябовой, девятиклассницей школы №10. Мысли мои даже не про фото, хотя ее снимки показались мне вполне зрелыми, иногда странными, угловатыми. Сделанными будто бы “набитой” рукой человека, что с любовью и иронией смотрит в видоискатель на окружающий мир. Думаю я о том, как важно чаще говорить с ними, совсем новыми людьми — открытыми, дружелюбными, с чувством собственного достоинства и любви к миру. Чтобы не терять ориентиров.
Но слово Варе Рябовой.
О настоящем и будущем
— Я учусь в школе, еще хожу в художку восьмой год, на английский, увлекаюсь фотографией и танцами. В школе искусств я в профильном классе, там идет подготовка к поступлению. Но я занимаюсь не ради поступления, а чтобы времени свободного было меньше. Самые разные занятия меня увлекают, даже если я говорю, что устала, все равно пойду в художку, потому что надо. — Друзей у меня много, мы все очень разные и мне это безумно нравится. В последние годы мой круг общения расширился, и рядом потрясающие люди! У всех разные цели и увлечения, но вместе быть нам нравится.
— Английским я занимаюсь с удовольствием, буду его сдавать на экзаменах. И обществознание тоже. А куда поступать, пока не знаю. Я мечтаю быть театральным художником, мама больше склоняется к лингвистике. Но в любом случае это будет творческая профессия, потому что для меня очень важно делать то, что мне нравится. Я так думаю: чем сильнее завышаю себе планку — тем выше прыгну. Даже если упаду, что ж, я хотя бы попыталась.
Про фото
— Дома была обычная семейная камера, мы с братом веселились, что-то снимали. Сломали ее, естественно… Но родители не ругали, а купили более профессиональный аппарат. Лет с 11-12 я начала снимать друзей, прогулки, но тогда меня больше увлекал процесс обработки. А сейчас я почти не редактирую фото, для меня это особенно важно.
Много снимала прошедшим летом — мы были на море, в Санкт-Петербурге. Вернулась домой, а тут друзья, которые за лето стали еще более красивыми, всех тоже захотелось снять! Потом мероприятия всякие начались — снимала. Потом поездка в Москву к Церетели…
— Жанры пробую всякие, определенно люблю бытовое. Последнее время нравится портреты делать, смелее к людям обращаюсь. Пейзажи, конечно же. Изредка анималистика — кошки в Сочи были просто невероятные! Открыла прелесть черно-белого фото, сейчас большинство фото монохромные.
Стрит-съемка очень нравится, но страшновато — делаю фото и убегаю. Хотя никто не ругался, только взгляды непонимающие встречала. Один раз только пацаны маленькие наорали, мол, права не имею без разрешения снимать. Чаще говорят: “Только не надо фото выкладывать никуда…”.
— Родители меня поддерживают, и финансово в том числе — карты памяти все время заканчиваются, покупаем новые. Маме нравятся художественные фото, а папе — серия из нашей поездки на Новый год в Питер. А в Питере у меня живет брат — он потрясающий человек, очень интересный!
— У меня есть группа в “ВКонтакте”, там можно мои фото посмотреть, те, что я считаю достойными показать. Или вот теперь в Молодежном центре: я прочла, что будет “Северный Арбат”, зовут людей творческих, подумала — почему бы и нет? Это первый раз, когда я такое делаю… Встретились, поговорили, я напечатала фото и принесла на выставку.
Про взгляд
— Конечно, теперь все делают тысячи фото на смартфоны. Что меня отличает? Может быть, умение видеть? Я встречаю множество людей, которые замечают мелочи, как я, но им просто нравится наблюдать, а у меня есть желание запечатлеть надолго, сохранить, передать. К сожалению, не всегда получается.
— Мое любимое фото — портрет пакистанской девочки для журнала “National Geographic”, который сделал Стив Маккарри. Он так передал ее непонимание, ее страх! Я люблю рассматривать фото в журналах о путешествиях, есть интересные фотоработы современных фешн-моделей. А в живописи мои приоритеты — эпоха возрождения, интересны работы 20 века, абстрактная живопись, завораживает Климт.
— Как я понимаю, что вот сейчас надо сделать фото? Наверное, какое-то движение души подсказывает. Иногда мне нравится внешность человека. Или какая-то история, когда он чем-то занят, увлечен. Вижу вдруг какие-то интересные обстоятельства, и тут что-то внутри стучит: ой, это надо снимать быстрее! Улыбки, эмоции друзей — все это хочется сохранить, потому что мы скоро расстанемся, окончим школу, все изменится и не повторится больше никогда.