“Мы с вами победили, но победили только в одном “сражении”, а не в целом”. Это сообщение появилось на странице депутата Ирины Пятаковой в социальной сети. Так Ирина Викторовна сообщила об ответе прокуратуры на свое обращение, результатом которого стал протест, поступивший в Совет, с требованием отменить решение о повышении платы за услуги ЖКХ.
Из истории вопроса
В повестке дня внеочередной декабрьской сессии горсовета главным вопросом было согласование проекта постановления губернатора Мурманской области “Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Мурманской области на 2019 год”. Документ предполагал повышение индекса на 11,5 процента.
Апатитские депутаты спорили долго и эмоционально, в основном из-за такого значительного повышения. Многие аргументировали свое мнение тем, что наши жители попросту не смогут его “потянуть”. В результате заседание закончилось так: Алексей Гиляров, глава города, предложил повысить индекс на 8,5 процента. А далее прошло голосование, во время которого два депутата воздержались, а два проголосовали “против”, в том числе депутат Ирина Пятакова. Но большинство были “за”, и через несколько дней подписанное главой города решение Совета было опубликовано.
Однако Ирина Викторовна свое мнение выразила не только во время голосования — спустя неделю после сессии она обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность принятия решения.
А сомневалась депутат, что оно законно, по нескольким причинам. Первая: нарушение сроков рассмотрения и согласования проекта, ведь рассмотрели его гораздо позже установленных законом 20 дней. Вторая: глава города, предлагая предельный индекс в 8,5 процента, не предоставил экономических обоснований своему предложению. Более того, изучив законодательство, Ирина Викторовна была уверена — депутаты городского Совета вовсе не могли что-то изменять в проекте. Они могли только согласовать проект или не согласовать.
И, пожалуй, главный момент. В обращении в прокуратуру Ирина Пятакова указала: была нарушена процедура голосования. А именно — депутаты не проголосовали за проект в целом. На голосование Алексей Гиляров вынес только два вопроса: принять проект за основу и принять поправку. А это означает, что решение принято так и не было.
Вне закона!
Прокуратура провела проверку по обращению, и 14 января глава города получил протест. Вдаваться в юридические тонкости этого документа не буду — это ссылки на законы. Отмечу суть: решение Совета депутатов от 13 декабря 2017 года “О согласовании проекта постановления губернатора Мурманской области” принято с нарушением норм федерального законодательства.
Нарушений сотрудники прокуратуры усмотрели два: превышение срока рассмотрения и то, что проект устанавливал предельный индекс в 11,5 процента без альтернативы (другого, с иными предложениями в Совет не поступало).
В результате прокуратура потребовала отменить решение Совета депутатов горсовета. А также “рассмотреть протест на ближайшем заседании…”, которое было назначено на 29 января.
Примерную повестку дня сессии выкладывают на сайте городской администрации за несколько дней до заседания. И я точно знаю, что многие жители города, следящие за этой ситуацией, с нетерпением ждали, что в ней будет вопрос о рассмотрении протеста прокуратуры. А когда не увидели там ничего подобного — немало удивились: неужели глава города решил не исполнять требование? Это не совсем так. В повестку заседания вопрос о протесте заместителя прокурора на решение Совета депутатов от 13 декабря 2018 года №735 “О согласовании проекта постановления Губернатора Мурманской области “Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Мурманской области на 2019 год”, внесли прямо на сессии. Перед этим он был в повестке заседания комиссии по бюджету и местному самоуправлению.
Не успели подумать?
На сессии же рассматривали его так. Докладчик, Алексей Гиляров, сообщил коллегам, что поступил протест, который надо рассмотреть на ближайшей сессии:
— Но так как он поступил достаточно поздно, предлагаю принять к рассмотрению протест заместителя прокурора.
— А что нам мешает его принять в целом? — возмутилась Ирина Пятакова.
Тут глава города начал ссылаться на регламент, и усомнился, что Ирина Викторовна его читала.
— Да она уже доказала, что изучила его очень хорошо! — поддержал Ирину Пятакову Сергей Бурсов.
Алексей Геннадьевич упирал на то, что протест не рассмотрела комиссия. Кажется, слукавил, ведь именно после заседания комиссии этот вопрос внесли в повестку — по-другому и быть не могло.
— В протесте конкретно, черным по белому написано: отменить решение, — парировала Ирина Викторовна. И напомнила, что главе города в один день пришли два протеста из прокуратуры, один из которых депутаты несколькими минутами ранее рассмотрели.
Недолгий спор закончился тем, что депутаты поддержали предложение Гилярова. Иными словами, спорное решение не отменили, хотя, сколько бы ни ушло времени “на раздумья”, отменить его Совет будет обязан. А это значит, что рано или поздно депутаты снова будут согласовывать максимальные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.