Наука о камнях и о мире

Апатиты. Геологический кружок ДДТ продолжит работу с новым педагогом

Занятия в геологическом кружке с сентября ведет ученый-геолог Илья Горбунов. Кружок стал геологической школой “Кианит”, заниматься в нее приглашают учеников 5-11 классов. Здесь можно будет изучать основы геологической науки, вулканологии и тектоники, знакомиться с минералами, а еще с пользой проводить время, найти новых друзей и открыть для себя много нового.

 

Случайно. Надолго

Геологический кружок ДДТ в Апатитах знают даже те, кто в него никогда не ходил. Каждую осень на дверях школ появлялось объявление. Написанное на половинке ватмана от руки, особым шрифтом, оно привлекало внимание. И мы хорошо знали, кто принес и наклеил этот лист — невысокий мужчина с выразительным лицом, внимательным взглядом, который любил, когда подходили с вопросами, и всегда готов был беседовать со школьниками. Да, это он, Юрий Матвеевич Кирнарский.

В этом году в ДДТ произошли перемены и преобразования. И теперь Юрий Матвеевич Кирнарский не является педагогом ДДТ. Но приходить сюда не перестал. Обладатель уникальной коллекции минералов, которую собрал для Дома детского творчества, создатель геологического кружка — фирменного городского бренда, — сейчас стал почетным консультантом и помогает новому педагогу Илье Горбунову.

Илья Горбунов: - По возрасту я ближе к детям, и в этом мой большой плюс, надеюсь, что у меня получится с ними найти общий язык. Фото Елены Балабкиной.

Илья Горбунов: — По возрасту я ближе к детям, и в этом мой большой плюс, надеюсь, что у меня получится с ними найти общий язык. Фото Елены Балабкиной.

Илья Александрович Горбунов — человек молодой, ему 28 лет. Родился, вырос, учился в Мурманске. После школы поступил в МГТУ, решил стать геологом.

— В геологию, честно говоря, я попал случайно, — рассказывает Илья Горбунов. — Хотел стать строителем, потому что еще школьником подрабатывал на стройке и мне это было интересно. Но на строительный факультет в МГТУ был бешеный конкурс, по баллам я не прошел. Однако эти баллы позволяли мне идти учиться либо на геологию, либо на горное дело. Не знаю, почему выбрал геологию — до этого я не имел никакого представления о ней. После первого курса у нас прошла учебная практика с выездом на Терский берег. Первый раз в жизни я ночевал в палатке: море, солнце, красота природы, особая атмосфера, красивая геология — там ведь аметисты! Кроме Терского берега я впервые увидел карьеры в Оленегорске, в Хибинах, и это меня заинтересовало. Я не жалею, что выбрал эту профессию. Если бы этого не случилось, я никогда не узнал бы, что такое геология. И это, я считаю, было бы большой потерей. Потому что геология — это не только о камнях, это об окружающем мире. Ты лучше понимаешь, что вокруг тебя происходит, почему эта гора такая, а та — совсем другая, какие процессы могут происходить на этой территории, а каких не стоит ждать.

Наука, о которой мало знают

 

В то время в МГТУ был такой порядок, что первые два года будущие геологи учились в Мурманске, а следующие два — в Апатитах. Магистратура также работала в нашем городе.

— Вот я и задержался в Апатитах, — продолжает Илья Александрович, — потому что здесь была возможность работать в науке. Остался в Геологическом институте, поступил в аспирантуру, закончил ее, продолжаю работать и надеюсь, что в ближайшее время допишу и смогу защитить кандидатскую диссертацию. Моя специализация — структурная геология, в какой-то мере тектоника. Если простым языком, изучаю, как деформируются горные породы, какова связь между определенными событиями в истории Земли. Работаю с докембрийскими породами — породами Балтийского щита, на котором расположена Мурманская область.

— А как же вы стали одновременно еще и педагогом Дома детского творчества?

— Кружок существует с 1963 года, Юрий Матвеевич все время был его бессменным руководителем, но он человек пожилой, и для того, чтобы помочь ему и не потерять его огромный и бесценный опыт, с ним стал сотрудничать мой коллега Евгений Кунаккузин. На ежегодные городские и областные олимпиады по геологии он приглашал коллег, в том числе и меня, в жюри. Несколько лет я был членом жюри, а этом году во время олимпиады руководство Дома творчества предложило мне заняться кружком.

Я согласился, потому что заинтересовался возможностью рассказывать детям о геологии. В настоящее время она стала для большинства людей малоизвестной наукой и отраслью деятельности. Если кто-то посторонний слышит, что я геолог, он первым делом спрашивает: “Что ты ищешь? Золото?”. Второй по популярности вариант — алмазы. Но геология — это не только полезные ископаемые, это большая наука, комплексная, а полезные ископаемые — только ее часть. Хочется популяризировать ее, сделать так, чтобы ребята со школы заинтересовались наукой и пришли, может быть, к нам в геологический институт в будущем, стали помощниками, нашей сменой. И вот, с сентября мы возобновили набор в геологическую школу в ДДТ.

Есть перспективы!

Интересно, геология — дело для всех, или для детей с особым складом характера? Илья Александрович уверен — это занятие всем абсолютно подойдет:

— Любой мог бы найти себе применение в геологии. С одной стороны, ребенок может быть усидчивым, задумчивым, любителем читать и неспешно в чем-то разбираться. В науке такие дотошные люди нужны. Но более активные прекрасно найдут себя в полевой геологии. К сожалению, сейчас химию и физику начинают преподавать в школах с седьмого класса. А геология — наука комплексная, ближайшие ее “напарники” — химия и физика, для понимания всех процессов, которые изучает геология, необходимо хотя бы немного знать эти предметы.

Я только начал заниматься с детьми, у меня пока еще не так много педагогического опыта, как у Юрия Матвеевича, и приходится импровизировать на ходу. Запланировал рассказать одно, а пришли ребята, и оказалось, что они пока еще не в полной мере понимают, что такое атомы химических элементов, какие соединения они могут образовывать, и мне пришлось упрощать свои объяснения, балансировать между собственно теорией и тем, чтобы дети могли что-то увидеть своими глазами, подержать в руках минералы, понять, какие они наощупь, чтобы не уснули от скуки!

Можно добавить, что призеры и победители областной олимпиады по геологии получают право выступать на всероссийской олимпиаде в Московском государственном университете, а заняв высокое место там, имеют преимущество при поступлении. Так что всех ребят, кто хочет знать больше о мире, в котором живет, ждет школа “Кианит”. Подробности можно узнать в группе школы в социальной сети “ВКонтакте” — vk.com/geoapatity.

Это интересно(3)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *